28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Внешкольные занятия существуют уже 90 лет

12 декабря 2008

Вчера в Доме детского творчества им. А. Алиша прошло торжественное мероприятие, посвященное 90-летию государственной системы дополнительного образования детей в России. В этот праздничный день награждали победителей Всероссийского профессионального конкурса «Сердце отдаю детям», проводимого среди педагогов дополнительного образования. В связи со столь значимой датой мы решили сделать небольшой экскурс в историю дополнительного образования детей и рассказать немного об итогах работы последних лет. 

Первые внешкольные учреждения, ныне известные как учреждения дополнительного об-разования детей, возникли еще в дореволюционный период. Их появление в России связывают с именами известных педагогов-экспериментаторов Станислава Шацкого и Александра Зеленко. Созданные ими внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию, то есть заменяли школьное образование для малообеспеченной и малокультурной части населения рабочих окраин. Вместе с тем такие учреждения помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности.

После Октябрьской революции впервые в истории страны организация внешкольного воспитания детей стала носить государственный характер. В Республике Татарстан система внешкольных учреждений стала складываться еще в начале 20-х годов прошлого века. К 1923 году в Татарии успешно работали Центральная внешкольная станция, два детских театра, кинотеатр «Пионер», одиннадцать детских станций, ряд детских библиотек. Все данные учреждения активно поддерживались государством, и вот почему. На систему внешкольных учреждений возлагалась задача идеологического воспитания подрастающего поколения, они должны были формировать у общества ценностное отношение к детям. Кроме того, это было мерой предупреждения детской безнадзорности. Постепенно эти учреждения становятся многопрофильными центрами развития детского творчества, организации детского досуга и развития межшкольных связей. При этом внешкольная деятельность ни в коем случае не дублировала деятельность школ. Позже уже система внешкольных учреждений позволяла создать условия для воспитания особо одаренных детей и внедрять опыт индивидуального подхода в образовании.

Конечно, изменения, произошедшие в обществе в 90-е годы, не могли не отразиться и на системе внешкольных учреждений. Сменились ценностные ориентиры, были отменены многие ограничения в образовательной деятельности, вместе с тем сократилась и финансовая часть. И все же в республике после 1992 года система внешкольных учреждений не только сохранилась, но и получила новый положительный импульс для развития.

Сегодня в системе образования республики работают 245 учреждений дополнительного образования, которые охватывают порядка 70% учащихся. Что особо примечательно, допобразование в республике ведется как на русском и татарском, так и на чувашском, марийском, удмуртском, мордовском языках. Существуют еще и детские общественные объединения и организации республики, которые объединяют более 350 тыс. детей и подростков. Необходимо отметить и тот момент, что большее их количество (более 50%) – это члены самой массовой в нашей республике и крупнейшей в России детской общественной организации  «Союз Наследников Татарстана».

В системе допобразования республики работают настоящие профессионалы. Ежегодно лучшие педагоги республики принимают участие в федеральных профессиональных конкурсах, и нередко становятся дипломантами и лауреатами. В этом году по итогам VIII Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей две программы педагогов республики были признаны лучшими. Лауреатом конкурса стала Светлана Куликова, педагог дополнительного образования Городского дворца творчества детей и молодежи Набережных Челнов, дипломантом конкурса признана челнинка Оксана Новикова, преподаватель Детской художественной школы № 2.

У лучших педагогов и дети вырастают исключительно талантливыми. Ежегодно большое количество воспитанников становятся призерами и победителями в соревнованиях, конкурсах, смотрах.

Так, по итогам первенства России по радиоуправляемым авиационным моделям среди учащихся, проходившем недалеко от столицы Татарстана на аэродроме «Куркачи» в июне - июле этого года, сборная команда Республики Татарстан завоевала в общей сумме 2 кубка и 5 медалей. Здесь интересно будет отметить и следующую историческую дату: ежегодные республиканские, или всетатарские, как тогда их называли, соревнования авиамоделистов берут свое начало с 1934 года. Немногим позднее стали проводиться соревнования и по судо-, авто-, ракетомоделизму.

Ежегодно более 600 старшеклассников работают в поисковых отрядах по увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. Традиционными для них являются зимние походы по городам и района республики «Марш Памяти», в рамках которых ребята рассказывают о своей деятельности.

В этом году Татарстан занял первое место во Всероссийском конкурсе среди субъектов России на лучшую подготовку граждан к военной службе.

В республике годами складывались и добрые спортивные традиции. В этом году учащиеся республики принимали участие в соревнования первой зимней Спартакиады молодежи Республики Татарстан, первенствах Российской Федерации по различным видам спорта, Всероссийских соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных», различных международных соревнованиях.

На праздничном мероприятии, которое прошло в этот четверг, чествовали, в основном, педагогов, которые съехались со всей республики. Отмечены и награждены были более девяноста победителей различных всероссийских и республиканских конкурсов. Почетными гостями были представители Кабинета министров РТ и Аппарата президента. Мы присоединяемся ко всем прозвучавшим в этот день поздравлениям и искренне желаем, чтобы самое дорогое в этой жизни – наши дети — всегда были под чутким присмотром талантливых педагогов допобразования. 

 ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?