36 (991) в продаже с 24 сентября 16+

Играй, Музыкант!

28 сентября 2007

В каждом российском городе есть популярные места, привлекающие людей, зарабатывающих на улице. В том числе, и уличных музыкантов. Одни выходят на улицу ради пусть и небольшого, но заработка, другие - по велению души, в надежде найти благодарного слушателя, третьи умудряются сочетать и то, и другое. Они разные - по возрасту, основному роду деятельности, по причинам, заставляющим  выходить на улицу и играть. Одни вызывают жалость, другие - восхищение.

 

С Музыкантом я познакомилась в середине лета в электричке Казань – Ижевск. В силу своего скромного характера случайные знакомства завожу редко, и с ним бы тоже сама первая не заговорила. Уже привыкшая к гастролерам такого рода, я сначала даже не обратила на него внимания. Удивило лишь то, что, в отличие от остальных, он был чистый и опрятно одетый. Еще больше поразило то, что он поздоровался и попросил разрешения исполнить песню. А потом заиграл и запел. Подавляющее большинство пассажиров, включая меня, вмиг умолкли. Я не профи в области музыки, слушаю то, что нравится и трогает до глубины души. А его исполнение трогало, причем так, что хотелось смеяться и плакать одновременно. Казалось, что в процессе пения он попадает в иные пространства, где парит, транслируя с высоты песни Цоя, Макаревича, Шевчука, Бутусова. Даже «Владимирский централ» в его исполнении звучал по-другому. Потом он медленно прошелся по вагону и, к моему великому изумлению, подсел рядышком и, улыбаясь одними глазами, спросил: «Зачем плачешь, глупенькая?»

Так мы и познакомились. Он не назвал своего имени, представился просто Музыкантом. Сколько ему лет, тоже не уточнил, сказал, что много. Выглядел он одновременно и на тридцать, и на сорок. Яркие глаза и ухоженные руки выдавали молодость и силу, а морщины на лице говорили о том, что передо мной - далеко не юноша.

 

Музыкант поражал внутренним спокойствием и свободой, чувством меры и невозмутимостью. Знал кучу смешных историй, причем, рассказывал их содержательно и весело. О себе он говорил мало и с осторожностью, особенно после того, как узнал что я журналистка.

 

В столице Татарстана мой собеседник впервые. Приехал в конце марта, живет у местного уличного музыканта. Говорит, что с жильем ему просто повезло, думал, что придется околачиваться, где попало. Днем поет по электричкам, а вечером играет на улице Баумана.

 

Его история проста и трагична, ничем не отличается от судеб миллионов других людей, оказавшихся на улице. Родом он из Подмосковья, родителей и старшую сестру потерял еще маленьким ребенком. До трех лет его воспитывала бабушка, а когда и ее не стало, мальчика отправили в детдом. Увлечение музыкой и гитарой возникло много лет назад, еще в детском доме. Тогда шестнадцатилетний Музыкант только начал играть на гитаре и выступать на школьных вечерах. Потом было училище, армия, возращение домой, случайная встреча с замечательной девушкой, женитьба – все как у обычного человека без особых потрясений и курьезов. К тому времени гитара уже несколько лет подряд без дела висела на стене - он за-бросил музыку, посчитав, что «маленькому» человеку не стоит мечтать о большой сцене.

Последствия распада великой державы коснулись и семьи Музыканта. Сначала на заводе, где он работал, перестали платить зарплату, а потом и вовсе приостановили производство.

 

Куда только не забрасывала его судьба, где он только не работал, вплоть до торговли. Тогда каждый пытался найти место постабильнее, а он… вспомнил о давнем своем увлечении музыкой.

Впервые он «вышел на улицу» в 1998 году, сразу после дефолта, когда перестало хватать денег даже на хлеб. «Сначала стеснялся, - признается он, - а через некоторое время перестал стыдиться зарабатывать деньги тем, чем могу. Я не нищий, не стою с протянутой рукой. Я уличный музыкант, скоморох. Это же честная работа, а часто и самому приятно, и людям. И никого не обманываешь, ни у кого не крадешь. При желании это можно рассматривать как еще один аспект повседневного потребления искусства».

 

Когда полностью освоился в новой для него роли уличного музыканта, сколотил небольшую группу и начал гастролировать по соседним районам, пока однажды не почувствовал, что ему здесь стало тесно. Так начались его скитания по миру, сначала - по стране, потом он выехал и в Европу. Это была своего рода школа выживания. Жил нелегально во Франции. Трудности были связаны, прежде всего, с незнанием языка, негде было ночевать, первое время нечего было есть, и даже не с кем поговорить. Но потом появились знакомые. Конечно, сначала среди русских, таких же, как он, музыкантов.

 

«Уличные музыканты в Европе – абсолютно нормальное явление, это неотъемлемая часть городских улиц. Люди, давно привыкшие к артистам, неохотно отдают деньги за то, что их не привлекает. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание народа, только гитары или гармони мало. Чтобы заработать деньги за рубежом, музыканты облачаются в костюмы, приобретают аппаратуру, в первую очередь, - микрофон», - рассказывает мой собеседник. По его словам, конкуренция среди уличных музыкантов в Европе существует, как и в любой другой сфере. Но благодаря многочисленным прибрежным и закрытым кафешкам, улицам, площадям и переходам работы хватает всем. «Европейцы к уличным музыкантам относятся более лояльно, чем россияне, и даже симпатизируют им, - продолжает Музыкант. – Подают всем без исключения. Даже явным алкоголикам: они твердо убеждены, что это больные люди, и им надо помогать».

 

По словам Музыканта, у каждого уважающего себя уличного артиста, как и у рыбака, имеется собственная байка о самой большой купюре. Таковая и у него оказалась. Во время нелегальных «гастролей» по Франции несколько лет тому назад к нему подошел так называемый «новый русский» и попросил исполнить что-нибудь из репертуара Макаревича. «Я целый вечер играл и пел старые песни «Машины времени», - говорит мой собеседник. - А он, пьяный, все кружил и кружил со своей дамочкой возле меня, разгоняя других слушателей. Я терпел, потому что он был свой. Уходя, пожал мне руку и отдал тысячедолларовую купюру. Честно говоря, я был немного потрясен его щедростью».

 

О заработках уличные музыканты предпочитают не распространяться. Конечно же, сумма зависит не только от исполнения, но и от места работы. Самые высокие гонорары у тех, кто играет в людных местах, на вокзалах и в электричках. Считается, что в среднем в неделю, при наличии интереса у слушателей, можно заработать три-четыре тысячи рублей. «Однако игра в переходах – бизнес нестабильный, - говорит Музыкант, - и даже самые талантливые артисты могут остаться без ужина».

Кочевание по необъятным российским просторам для него давно уже стало стилем жизни, и бросать эту работу, дающую еще и заработок, он не собирается. На вопрос о том, как выбирается следующее место для концертирования, ответил, что едет туда, куда глаза глядят.

 

В последний раз мы встретились с Музыкантом в плацкартном вагоне поезда Казань – Москва. На вопрос, почему он все-таки уезжает, ответил, что, во-первых, завершается сезон уличного музыканта, а зиму лучше встречать ближе к дому, во-вторых, его разочаровали татарстанцы, и, скорее всего, он больше сюда не приедет. «По сравнению с другими регионами ваш народ живет намного лучше, но от этого вы не стали добрее в душе, - сказал он. – На вашей земле наиболее остро чувствуется разница между богатым и бедным. Здесь возводятся прекрасные здания, строятся развлекательные комплексы, но простой народ, особенно пенсионеры, живет впроголодь. Мне больно видеть, что даже такой великий народ, с такими древними и могучими корнями, не может достойно позаботиться о своих стариках». Конечно, обидно слышать такие слова от простого уличного Музыканта, но возразить ему мне было нечего…

 

 

Гюзель ШАГИМАРДАНОВА, «ИТ»

 

Фото: ШАМИЛЬ АБДЮШЕВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

24 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?