28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Покупатель и продавец: на войне как на войне

9 ноября 2007

Для тех, кто не в курсе – вчера был самый потребительский праздник – День качества. А поскольку качество приобретаемого товара – чрезвычайно острая и интересующая абсолютно всех тема, наряду со  здоровьем и прогнозом погоды, то мы никак не могли оставаться в стороне. И из огромного моря товаров выбрали две категории: меха, потому что зима на пороге, и продукты, потому что кушать хочется в любое время года.

Ни в одном торговом техникуме или вузе будущих работников прилавка не учат, как надо экономить деньги покупателя в свой карман. Эта наука, видимо, передается из поколения в поколение, из уст в уста, как народная песня. И потому она так живуча, что буквально выстрадана, вопреки штрафам и наказаниям, любовно выпестована и многократно проверена. Каждый уважающий себя продавец знает, что на ночь-другую рядом с мешком сахара нужно оставить емкость с водой – сахарный песок впитает влагу и будет весить больше. Или что лежалый товар лучше расположить на прилавке спереди, чтоб невольно именно к нему тянулась рука ничего не подозревающего покупателя. А недовесить при фасовке или взвесить упаковку вместе с товаром – это уж просто святое дело. Однако нынче на пороге двадцать первый век. На смену хамоватым советским продавщицам пришли улыбающиеся винегретной улыбкой работники торгового зала и миленькие кассирши. Современному поколению работников торговли нет нужды подкладывать монетки в весы или высверливать дырки в гирях – теперь нам морочат головы проще и элегантнее. Вы никогда не задумывались, почему в современных супермаркетах, куда по статистике теперь ходит отовариваться более половины населения страны, полуфабрикаты и всевозможные замороженные овощи-фрукты-ягоды вповалку свалены в стеклянных контейнерах, по бортикам которых без какой-либо системы нацеплены ценники, и покупателю ни за что не разобраться, что сколько стоит? Или, скажем, куда деваются после истечения срока годности мясо, куры, колбасы – уж не в полюбившиеся ли «суперами» и «гиперами» салатики? Мы задались этими и другими вопросами и адресовали их Управлению Роспотребнадзора по РТ.

В принципе, как мы поняли, покупатель должен сам о себе позаботиться, хотя продавцу много чего предписывается и запрещается. Его, продавца то есть, конечно, проверяют, однако и нам, покупателям, не стоит хлопать ушами. Кажется, что вес расфасованного товара меньше указанного на упаковке – идите к контрольным весам, которые обязательно установлены в торговом зале. И пусть вам добавляют недостающие граммы или берут за реальный вес, тем более, что ответственность за соответствие веса и стоимости несет магазин. Также имейте в виду, что если развесные продовольственные товары продаются в упаковке, то  дополнительная плата за нее не взимается. И, к слову, если продавец требует с вас денег за одноразовый пакет, имейте в виду, он поступает незаконно. На расфасованном товаре должны быть указаны его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

- Выбирая продукты, обращайте внимание на наличие бомбажа, деформации – для консервов, посмотрите, нет ли следов плесневения, брожения, ослизнения, заветренности, - советуют в Роспотребнадзоре, - поверхность шоколадных конфет и шоколада должна быть блестящей, без «поседения» глазури, карамель не должна быть липкой, чтоб начинка не вытекала на поверхность, мякиш  хлеба и булочных изделий должен быть пропечен. Никакого постореннего запаха товар источать не должен, а на этикетке должна быть необходимая и достоверная информация о товаре и его изготовителе плюс условия хранения.

И непременно нужно интересоваться составом того, что вы собираетесь купить. Помимо броского названия на яркой этикетке должен быть указан состав продуктов. Дело в том, поясняют специалисты Роспотребнадзора, что сегодня изготовители сами могут разрабатывать технические условия и рецептуры, в которые для удешевления продукции вводят более дешевое сырье. А дабы придать нужный вкус, вносят различные добавки. Купив, например, такие мясные или молочные консервы, вы должны быть готовы к тому, что вкус знакомых с детства продуктов будет сильно отличаться от привычного.

И все же, вдруг вышло так, что купленное оказалось несъедобным или испорченным – что делать, интересуемся мы.

- Конечно, вернуть в магазин. Даже если срок хранения товара не истек, он мог ненадлежащим образом храниться, например, возле батареи. Вы вправе вернуть его и попросить назад деньги. Нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к качеству. Параллельно можно обратиться в органы надзора, в том числе Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан. Еще один совет – всегда берите чек, и не спешите выбросить его в ближайшую урну.

И еще одно. Если вас что-то насторожило в приобретаемом вами товаре, не бойтесь требовать у продавца предоставить вам документы, удостоверяющие происхождение, качество и безопасность продуктов. По закону он должен предъявить вам удостоверение о качестве, сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию. Допускаются учтенные копии этих документов, заверенные синей печатью, или отметка реквизитов этих документов в товарно-транспортной накладной с указанием адреса держателя.

ЗИМА, ХОЛОДА: КАК НЕ ПРОЛЕТЕТЬ С ШУБОЙ

Сегодня в Казани много торговых центров, предлагающих верхнюю одежду из натуральных материалов. Как правило, цены в таких магазинах кусаются, уж во всяком случае, с рыночными не сравнятся. Например, средняя цена турецкой дубленки – 30 тысяч рублей, итальянской – от 50 и выше. Приобретая недешевый товар в таком магазине, покупатель верит, что и качество у него соответствующее. Поэтому вдвойне обиднее, если он на собственной шубке или дубленке убедится, что цена вполне может разойтись с качеством. Вооружившись в таком случае законом о защите прав потребителей, покупатель спешит в магазин возвратить покупку. Ему, конечно, будут здесь не очень рады: если еще вчера продавцы всячески ему угождали, осыпали комплиментами, то сегодня одаривают холодным взглядом, а сотрудник рангом повыше пытается дипломатично объяснить, что не дубленка – плоха, а вы не умеете ее носить.

Имейте в виду, это говорится так, для острастки, чтобы остудить пыл возмущенного покупателя, но сам-то администратор, заведующий сменой или отделом – везде по-разному, точно знает, что дело должно кончиться результатами независимой экспертизой. В уважающем себя магазине «разборки» с покупателем не проводят в торговом зале, предлагается уединиться в укромном месте. Вообще же считается нормальным, если возвращается до пяти процентов от проданного товара. В некоторых магазинах ведется учет причин возврата: выясняется, не подошел товар по цвету или размеру или клиент жалуется на его качество. Если по первой причине – начальство может устроить продавцу выволочку, если по второй – виноват производитель, но все равно спросят с продавца. Поэтому последние, наученные горьким опытом, знают, какие виды шуб и дубленок чаще всего возвращаются, а, значит, какие из них некачественные. Например, в одном из известных казанских центров были довольно быстро проданы, а потом также быстро возвращены покупателями красивые на вид дубленки. Оказалось, что после мокрого снега они «красили» и теряли товарный вид. В последующем продавцы, показывая другим покупателям зимние модели, обходили их стороной. Или вот еще – в магазине «заболели» дубленки – сначала на одной, а потом на соседних дорогих изделиях (более 40 тысяч за штуку), появилось множество черных точек, которые распространялись очень быстро, как зараза. Как потом выяснилось, это и была зараза, которая поразила животное, когда оно еще блеяло и щипало траву. Как только ни пытались вывести черные точки – и иголкой выковыривали, и в морозильную камеру дубленки закладывали… Кое-как удалив с видных мест, так и продавали.

Известно, что большинство товаров возвращается на стойку не потому, что не подошли по росту, размеру и цвету, а как раз из-за его неудовлетворительного качества. Нам известны случаи, когда покупатели возвращали в магазин шубы, которые при носке расползались по швам. А в магазине их чистили, зашивали и снова продавали. Бывает и так: чтобы придать норке густоту, в тех местах, где она с проплешинами (чаще всего на плечах), это место затушевывают карандашом. Если шуба качественная, в магазине не побоятся отпороть подол и показать изнутри, как и из каких шкурок она сшита. К слову, имейте в виду: подол у хорошей шубы вообще не должен быть наглухо зашит.  

Покупая изделие из меха, покупатель должен помнить, что есть тяжелые меха, а есть более легкие. Волк, енотовидная собака, выдра, бобер, песец, соболь и каракуль относятся к разряду «тяжеловесов». Средними по весу считаются норка, нутрия, ондатра, хорь, белка и кролик. Наиболее легкие меха – суслик и заяц. Самым теплым мехом является песец, олень и енотовидная собака. Далее по убывающей – лисица, волк, заяц, куница, соболь, норка, каракуль, кролик, козлик, сурок, горностай и суслик. Долговечность шубки зависит от качества меха, его обработки, от того, как вы будете за ней ухаживать. И все же крашеный, стриженый, щипаный – любой мех, подвергшийся «насилию», носится хуже естественного, натурального. Несомненным фаворитом по носкости является мех речной выдры и морского бобра. Они могут выдержать 20 зим. Менее ноские (по убывающей) белка, рысь, горностай, шиншилла, кролик и заяц.

Также покупатель должен знать, что спрашивать у продавца, идет ли ему вещичка или не к лицу, бесполезно. По правилам торговли, хороший продавец может только указать, подходит ли изделие по размеру, не морщит ли у него «спинку», на месте ли плечи, не короткие ли рукава. Продавцам строго-настрого запрещено говорить о недостатках товара, он должен говорить только о достоинствах. К примеру, если покупатель спросит: «Почему эта дубленка стоит двадцать тысяч, а та десять - она что, плохая?», то продавец ответит – нет, просто у нашего магазина сложились хорошие партнерские отношения с поставщиками, вот они и снизили цену. А знание, что оно сшито из второсортного сырья, тяжелое на вес и давно устарело, он оставит при себе. А вот еще одна хитрость, к которой прибегают в магазинах. Если изделие длинновато, его настойчиво предлагают укоротить, широковато – ушить, скорректировать и так далее. Казалось бы, ничего в том подозрительного нет. Вот только вернуть подогнанную под вас модель в течение 14 дней будет уже невозможно, и продавцы об этом прекрасно осведомлены. 

Собираясь за дорогой покупкой, не ленитесь: лучше объехать несколько точек, сравнить цены и ассортимент, а потом уж делать выбор. А если покупка все же не оправдала ваши надежды и оказалось некачественной, как бы вам не втемяшивали в магазине, что это вы виноваты, не слушайте и отстаивайте свои права.

НАША СПРАВКА

За 9 месяцев текущего года Роспотребнадзором было проведено 3315 мероприятий по контролю качества, 2088 из них - в сфере торговли пищевыми и непродовольственными товарами. Наиболее часто выявляются несоблюдение температурного режима, условий хранения и  реализации, реализация продуктов с истекшим сроком годности, реализация товаров без накладных.

ЗА КАЧЕСТВОМ СЛЕДИЛИ АЛЬБИНА НУРИСЛАМОВА, ОЛЬГА ПАНФИЛОВА, ГЮЗЕЛЬ ШАГИМАРДАНОВА   

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?