36 (991) в продаже с 24 сентября 16+

Смотри в оба! Встретились на дороге лось и «Мерседес»…

1 июля 2011

Не удалось спасти годовалого лосенка, который недавно забежал в Казань из леса. Оказавшись в большом городе, малыш растерялся, испугался и, перепрыгивая через высокий забор, распорол себе живот острыми прутьями. Лосенка пытались выходить в Казанском зооботсаду, но травмы оказались слишком тяжелыми.

От лося не зарекайся

Лесные жители заходят и залетают в города не от хорошей жизни - как правило, в поисках пищи. А поскольку к городским условиям они не приспособлены и с правилами дорожного движения не знакомы, то, случается, попадают в беду. Специальной службы, которая принимала бы на лечение и передержку диких животных, в Казани нет. Поэтому раненого лосенка пришлось спасать сердобольным сотрудникам зооботсада, хотя служебные инструкции запрещают им размещать на своей территории животных «с улицы»: ведь они могут быть заражены опасными инфекциями.

К счастью, в города лоси все же забредают редко. Гораздо большую опасность для них представляют оживленные загородные трассы. Как рассказали в Управлении по охране и использованию объектов животного мира РТ, ежегодно на дорогах республики гибнет порядка десяти сохатых (всего, по данным последнего учета, в Татарстане обитает 5606 лосей).

- В основном это случается во время гона в конце августа - сентябре, когда лоси-самцы мигрируют в поисках самок, - говорит старший специалист отдела лицензирования и учета Управления Семен Говоров. - Лось может выбежать на дорогу внезапно, и водитель, если он едет на большой скорости, не успевает затормозить. Как правило, животное от сильного удара погибает. Чаще всего такие случаи происходят на трассе Казань - Уфа, на участке дороги вблизи Волжско-Камского биосферного резервата.

На место аварии вместе с сотрудниками ДПС выезжают сотрудник охотнадзора и ветеринар. Водителю, который сбил лося, даже если он ехал с допустимой скоростью и трезвый, придется заплатить за ущерб, причиненный охотничьим ресурсам. Гибель взрослого лося оценивается в 30 - 32 тысячи.

- Если человек не заплатит ущерб добровольно, дело передается в суд, - предупреждает Говоров. - К примеру, прошлой осенью был случай… Водитель на служебной машине сбил взрослого лося на выезде из Казани в сторону Борового Матюшино. Так он не только не хотел платить ущерб, а еще и с нас требовал возмещения материального и морального ущерба, который оценил в миллион рублей. Якобы от удара в лобовое стекло сильно пострадала машина и сам он получил небольшие телесные повреждения. Но суд его иск не удовлетворил. За гибель лося водителю все же пришлось заплатить.

Были в практике управления и другие сложные случаи. Например, однажды штраф наложили на Горьковскую железную дорогу за сбитую товарным поездом беременную лосиху. Другая лосиха погибла от удара током в Нурлатском районе, наступив на провода. Трупом решила полакомиться лисица, и тоже получила смертельный удар. Разбирательство по этому делу длилось почти полгода, в итоге специалисты управления доказали, что виновник случившегося - филиал ОАО Татэнерго «Чистопольские электрические сети», ответственный за этот участок линии. За то, что энергетики вовремя не поправили обрушившиеся опоры, им пришлось платить штраф.

Осторожно, лягушки!

Автомобильные трассы несут смерть не только лосям, но и лягушкам, змеям, мелким грызунам. В Голландии выяснили, что даже на тех дорогах, по которым проезжают всего десять машин в час, в период миграции гибнет каждая третья пустившаяся в путь лягушка. Если же интенсивность движения достигает 60 машин в час, то на дорогах погибают 95% земноводных. В России под колесами автомобилей ежегодно гибнет около 10 миллионов лягушек и жаб. Не говоря уж о шмелях, ящерицах, бабочках и змеях, штрафы за смерть которых законом не предусмотрены.

Выпускница кафедры позвоночных биофака КФУ Алсу Халиева, будучи студенткой, провела исследование, кого из мелких представителей фауны сбивают татарстанские автомобилисты. Для этого она выбрала четыре участка оживленных трасс: отрезок дороги из Казани в Раифу, а также участки в Зеленодольском, Заинском и Кукморском районах. Летом Алсу регулярно выходила на эти дороги и подсчитывала трупы земноводных, пресмыкающихся и пр. В результате у нее собрался внушительный список погибших: жаба серая - 40, лягушка остромордая - 37, тритон гребенчатый - 1, жаба обыкновенная - 6, лягушка прудовая - 13, живородящая ящерица - 7, ломкая веретеница - 6, медянка - 3. Плюс 2 крота, 3 ежа и огромное количество жуков, жужелиц и гусениц.

Как бы поступили в цивилизованной Европе? Установили бы вдоль автострад низкие барьеры, которые направляют земноводных к определённым местам перехода через автостраду, где стоят знаки «Осторожно, лягушки!». Или прокопали бы под трассой тоннели для змей и лягушек, как в Германии, Польше или Швейцарии. И уж, конечно, не стали бы прокладывать трассу рядом с заповедником. Власти Тайваня тоже недавно пошли на беспрецедентную меру ради бабочек-данаид, каждую весну мигрирующих с юга на север страны. Они решили перекрывать одну из полос скоростного шоссе, чтобы бабочек не затягивало потоками воздуха под колеса машин. Водители при этом терпят определенные неудобства, зато бабочки целы и невредимы.

Евгения ЧЕРНОУСОВА

 

источник: www.tatar-inform.ru

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

24 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?