Ученики татарстанских медресе с 1 сентября 2015 года будут учиться по единому исламскому образовательному стандарту, подготовленному специалистами из Российского исламского университета (РИУ) и Духовного управления мусульман РТ. Об этом заявили вчера муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и ректор РИУ Рафик Мухаметшин. Разработка стандарта велась 2 года.
Если не вдаваться в технические подробности стандарта, то его идеология сводится к попытке упорядочить мусульманское образование в республике; предложить ученикам полный цикл обучения в России, а не за рубежом и опираться преимущественно на интеллектуальное наследие дореволюционных татар-богословов.
Всего в Татарстане насчитывается 8 медресе. Стандарт включается в себя три направления. По канонам ислама вести богослужебную деятельность могут только мужчины. Поэтому первый уровень — начальный. Он предполагает квалификацию «имам-хатыйб» и «преподаватель основ ислама», для женщин — только преподаватель, и длится 2 года, 10 месяцев.
Второй уровень — базовый. Здесь можно получить квалификацию «имам-хатыйб» и «преподаватель исламских наук и арабского языка». Он также длится 2 года и 10 месяцев.
Для студента, обучающегося по третьему уровню — повышенному — предусмотрена дополнительная квалификация «переводчик арабского языка». Мухаметшин отметил, что почти все медресе вправе обучать начальному и базовому уровню. Однако под требования повышенного уровня подходит только медресе «Мухаммадия». После окончания медресе желающие могут поступать в РИУ.
«Среди преподавателей особого восторга от введённого стандарта не было. Потому что стандарт — это довольно жёсткие требования как к преподавательскому составу, так и к учебникам. С директорами воевали, убеждали. Но, можно сказать, что за 2 года пришли к единому мнению», — признался Мухаметшин.
Самигуллин заметил, что сегодня подготовку по исламу можно получать дома, сидя за компьютером, и в итоге стать радикалом. Мухаметшин в качестве примера привёл челнинскую мечеть «Йолдыз», ученики которой в 90-ых годах беспрепятственно уезжали за продолжением религиозного образования за рубеж. «Сейчас его выпускники до сих пор бегают по всему миру и везде воюют», — сетовал Мухаметшин.
Муфтий и ректор заверили, что с введением стандарта мусульманское образование не замкнётся само в себе, так как сейчас по магистерским программам теологи учатся в Малайзии и Марокко; по исламской экономике — в Индонезии. В Саудовскую Аравию студенты отправляются учиться самостоятельно.
Новый стандарт и новый российский закон «Об образовании» предполагают, что теперь в мечетях учеба вестись не будет. По словам Мухаметшина, для этого необходимо иметь лицензию, которую «сложно получить по различным проволочкам». Поэтому при мечетях будут создаваться «центры воспитания».
На вопрос о том, в чем конкретно будет выражаться следование учебных заведений стандарту, Самигуллин ответил, что теперь учителя будут придерживаться только обязательного списка литературы и учебников, а не тех, «что для них удобно». О мерах наказания тех медресе, которые проигнорируют стандарты, по признанию Самигуллина, «пока никто не задумывался».
С увеличением обязательных курсов, тем и учебников у медресе возрастёт потребность в подготовленных учителях. По признанию Мухаметшина, сейчас РИУ может пока на 80% обеспечить специалистами медресе, в крайнем случае рассматривается вопрос о «вахтовом методе работы».
По словам историка и профессора казанского филиала Российской академии правосудия Айдара Хабутдинова, сейчас создание единого стандарта обсуждается всей российской мусульманской уммой. Татарстан — это регион, где впервые в стране такой стандарт уже разработан. По его словам, имеющаяся концепция имеет слабые стороны в плане обеспечения финансами, кадрами и учебными пособиями.
До презентации стандарта в РИУ прошёл семинар-совещание со всеми директорами татарстанких медресе. По словам одного из участников собрания, два директора медресе подняли вопрос о финансировании своих учебных заведений. «Они заявили, что с 15 апреля ДУМ РТ прекратит платить зарплату учителям», — говорит собеседник. Однако представители ДУМ РТ на эти заявления никак не отреагировали, но и не опровергли. Другой собеседник из ДУМ сообщает, что сейчас муфтият испытывает проблемы с финансированием и надеется, что это временное явление.
Ильнур Ярхамов
«KazanFirst»