28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Клара ТАЗЕТДИНОВА о целевой подготовке: «Студент не останется без работы по окончании учебы»

14 мая 2015

Совсем скоро выпускникам школ предстоит определяться с выбором будущей профессии. При этом, как правило, абитуриенты при таком выборе чаще всего отдают предпочтения популярным специальностям высшего образования. И совсем не задумываются, что будет через несколько лет, когда они станут дипломированными специалистами. В Министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ уверены, что иметь «рабочую» профессию – это не только интересно, но и востребовано в будущем, полезно для себя и общества. О преимуществах целевой подготовки кадров по профессиям начального и среднего профессионального образования в Татарстане рассказала заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова.

- Как в Татарстане решается проблема привлечения молодежи на рабочие профессии?

К.Т.: Для поднятия престижа рабочих профессий в 2013 году в Татарстане было принято постановление Кабинета Министров РТ «О целевой подготовке кадров по профессиям начального и среднего профессионального образования в государственных учреждениях среднего профобразования РТ». Программа принималось на три года в порядке эксперимента. В 2013 году в средние профессиональные учреждения было принято 343 студента, в 2014 году – 350 человек. В этом году запланировано принять на учебу 350 студентов.

- Как определялись профессии для целевой подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях?

К.Т.: Выбор профессий и направлений осуществлялся в основном по потребностям со стороны работодателей. Также выбирались профессии, по которым нужны специалисты, но конкурс на эти специальности был небольшой из года в год. В итоге были отобраны 14 специальностей.
- На какие специальности могут поступить выпускники школ в этом году?

К.Т.: На этот год определены следующие специальности: «Оператор производства шин» (Нижнекамский индустриальный техникум), «Компьютерная система и комплексы» (Казанский авиационно-технический колледж имени П.В.Дементьева), «Станочник, металлообработка» (Лениногорский политехнический колледж), «Судостроитель - судоремонтник металлических судов» (Зеленодольский механический колледж), «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» (Альметьевский профессиональный колледж), «Сервис домашнего коммунального хозяйства» (Нижнекамский агропромышленный колледж, Международный колледж сервиса, Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства), «Химическая технология неорганических веществ» (Елабужский политехнический колледж), «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирование воздуха и вентиляция» (Казанский политехнический колледж), «Электронные приборы и устройства», «Монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Радиотехнические и информационные системы» (Казанский радиомеханический колледж), «Компьютерные сети» (Технический колледж), «Автоматизация технологических процессов и производств» (Нижнекамский нефтехимический колледж), «Наладчик станков в механообработке» (Казанский машиностроительный техникум).

Обучение осуществляется по очной форме.

- Какие преимущества для студентов предусмотрены постановлением?

К.Т.: Согласно постановлению заключается трехсторонний договор между обучающимся, предприятием-заказчиком кадров и учебным заведением. Для молодежи есть существенные преимущества: она знает, куда пойдет на практику и знает, куда в будущем пойдет работать. При этом студенты по этой программе получают повышенную стипендию – 5205 рублей. В среднем стипендия для студентов учреждений среднего профессионального образования – 487 рублей, вузов – 1340 рублей. То есть, стипендия в пять раз больше, чем в системе высшего профессионального образования.

Также если учреждение среднего профессионального образования не имеет общежития, то студент получает компенсацию на съем жилья в размере 300 рублей в сутки.

То есть, в Татарстане есть достаточно льготные условия для овладения молодежью профессиями.
- В чем преимущество для работодателя?

К.Т.: Работодатель гарантированно принимает на работу специалиста в своем деле. Когда ввели эту систему, то на выбранные специальности начался конкурсный отбор. Образовательные учреждения имели возможность выбирать наиболее подготовленных выпускников школ, а работодатель заведомо знал, что к нему на работу придет человек с хорошими знаниями школьной программы и знаниями, которые он получит в учреждении СПО. Студента работодатель видит в процессе обучения и может отслеживать, как он учится, каков он на практике.

Важно, что обучающийся не останется без работы по окончании образовательного учреждения, и работодатель будет удовлетворен в кадровой потребности.

- Какие основные обязательства на студента накладывает договор?
К.Т.:
Безусловно, есть обязательства у каждой стороны. Если студент отказывается от трудоустройства, то он возмещает разницу между стандартной и повышенной стипендией. Но если молодой человек пошел в армию, то вопрос возврата средств перед ним не стоит. Со своей стороны, если работодатель не принимает молодого человека на работу, то он обязан будет возместить государству эти средства.
- Сколько по этой программе предстоит учиться в учреждении СПО выпускнику школы?

К.Т.: Продолжительность обучения зависит от базового уровня школьного образования – 9 или 11 классов, а также от выбранной образовательной программы. В соответствии с государственными образовательными стандартами срок обучения может составить 10 месяцев, 1 год 10 месяцев или 2 года 10 месяцев.

- Будет ли корректироваться постановление Кабмина РТ?
К.Т.: Сегодня работодатели выходят с предложениями открыть ту или иную специальность. Корректировка отдельных профессий происходит. К примеру, в связи с тем, что в Елабуге создана особая экономическая зона – одна из самых успешных в России – резиденты выступили с предложением по открытию новых направлений нефтепереработки и нефтехимии. Соответственно, специально для них была запущена новая программа «Химическая технология неорганических веществ» для Елабужского политехнического колледжа.

Были проблемы с комплектованием рабочими сферы ЖКХ, прежде всего, слесарями и сантехниками. В Казанском политехническом колледже была введена новая специальность «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирование воздуха и вентиляция». Это уже специалисты, которые могут обслуживать систему «умного дома». Достаточно перспективное направление. Крупные поставщики сантехнического оборудования, в том числе и вентиляционного, были заинтересованы в открытии этой специальности и вкладывали свои материальные ресурсы для того, чтобы это направление развивать.

В Альметьевском профессиональном колледже открыта специальность «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», по которой студенты получают навыки программирования, наладчиков и ремонтников. Это интеллектуальная профессия, в том плане, что специалист должен суметь и программу написать, а в случае необходимости устранить те или иные неполадки.

По специальности «Сервис домашнего коммунального хозяйства» имеется два разных направления. Так, в Международном колледже сервиса обучение больше ориентировано на обслуживание усадеб, коттеджей, домов. В Нижнекамском агропромышленном колледже – ЖКХ-направление. В Казанском колледже коммунального хозяйства и строительства направление рассчитано на гостиничный бизнес, обслуживание больших комплексов.
Какие специальности пользуются популярностью у выпускников школ, а какие – нет?

К.Т.: На специальности, связанные с IT-технологиями, как правило, конкурс большой. В первый год реализации программы тяжело шел набор на специальность «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» в Казани, конкурс был 1-1,5 человека на место. Сначала сложно проходил набор студентов на «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» в Зеленодольcке, но в прошлом году на специальность был конкурс.

Специальности по информационным технологиям чаще выбирают девочки.

- Каковы средние зарплаты в Татарстане по указанным в постановлении специальностям?

К.Т.: Зарплаты могут достигать порядка 20-30 тыс. рублей. Представители частного бизнеса могут заплатить и больше.

- Как будет складываться ситуация на рынке труда в республике в следующем году?

К.Т.: По прогнозу на 2016 год, общая потребность в подготовке кадров составила 41,1 тыс. человек. На курсовую подготовку, краткосрочные формы обучения работодатели заявили потребность на следующий год в 8 тыс. 850 человек. На краткосрочную форму подготовки квалифицированных рабочих (бывшее НПО) – 5,8 тыс. человек.

У работодателя есть большая потребность в ускоренной подготовке кадров. Подготовка специалистов среднего звена (СПО) составила 14,5 тыс. человек. Также возникает потребность в 11,9 тыс. специалистах с высшим образованием.

У работодателей по-прежнему возникают большие потребности в специалистах рабочих профессий, либо специалистах среднего звена. Эта потребность, в связи с планированием открытия нового производства, составила 2,6 тыс. человек.

Если говорить о спросе специалистов по ускоренной подготовке, то это – водители, пекари, монтажники, слесари, лаборанты, повара, то есть, специалисты сферы обслуживания. Среди квалифицированных рабочих нужны аппаратчики, мастера различных специализаций и маляры. Среди работников со средним профессиональным образованием – специалисты по акушерскому и сестринскому делу, по технологии машиностроения, текстильному производству, автоматизации технологических профессий.

Специалисты с высшим образованием нужны в авиастроении, медицине, педагогике, электроэнергетике, в сфере финансов и кредита, для программного обеспечения вычислительной техники, управления качеством.

Подготовлено при содействии Министерства труда,
занятости и социальной защиты Республики Татарстан

источник: ati-times.tatar-inform.ru

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 августа