28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Штамповка - моя стихия

31 июля 2015

Директора челнинского предприятия ООО «Биформ» Вячеслава Василевича Бородулина можно смело назвать легендарным человеком. Он 18 лет возглавлял знаменитую комсомольско-молодежную бригаду и навечно вписал свое имя в историю создания ОАО «КАМАЗ». Затем, одним из первых влился в кооперативное движение. И, как говорится, на своей «шкуре» ощутил все «прелести» предпринимательства в эпоху перемен, на изломе двух веков. Рисковал не только своим здоровьем, но и жизнью. Не раз разорялся, но поднимался вновь, следуя своему принципу, что « Плохое - начало хорошего». И что самое главное, ни разу не изменил еще с молодости выбранному любимому делу – производству штампов. Мало того, увлек своим делом троих сыновей, остался верен «КамАЗу», для процветания которого так много трудился. И сегодня, на пороге своего 70-летия, он говорит: «Я счастливый человек!»

Комсомольская молодость

Вячеслав Бородулин приехал в Набережные Челны из Челябинска за два года до пуска первой очереди «КамАЗа». К тому времени у него за плечами были и учеба в вечернем механическом техникуме по специальности «Ковочно-штамповочное производство», и работа на опытно-экспериментальном заводе по изготовлению штамповой оснастки. Такие специалисты автогиганту были нужны. Хотя сначала ему пришлось поработать в бригаде бетонщиков.

«Меня уже через месяц отозвали на ремонтно-инструментальный завод, где был организован участок по изготовлению штампов. В октябре 1973 года я сделал первый в истории «КамАЗа» штамп. Потом перешел на прессово-рамный завод, где вновь попал в свою стихию. У кого-то талант врача или учителя, а у меня - слесаря-инструментальщика. Здесь, со своим напарником Владимиром Савнером, мы начали изготавливать штампы на такие ответственные детали автомобиля, как панель приборов, основание сидения водителя », - вспоминает Вячеслав Васильевич. На тот момент в номенклатуре изделий прессово-рамного завода порядка 150 деталей не были обеспечены штамповой оснасткой. Из них около 50 прошли через руки Бородулина, среди которых были и такие, без которых пуск сборочного конвейера в назначенный срок мог не состояться. Ему пришлось быть в одном лице изготовителем, конструктором, технологом и испытателем. Это помогло успешно справиться с огромным объемом работ. Его труд не остался незамеченным. За участие в пуске первой очереди «КамАЗа» его наградили медалью «За трудовое отличие». Когда со сборочного конвейера стали планомерно сходить большегрузные автомобили, на автогиганте начали организовывать бригадную систему работы. Бородулина В.В. поставили во главе комсомольско-молодежной бригады ПРЗ, которую он успешно возглавлял 18 лет. За это время Вячеслав Васильевич стал автором около сотни рационализаторских предложений и запатентовал два способа изготовления пластобетонных штампов, которые широко пользуются в производстве и поныне. Запатентованный им метод позволяет изготавливать штампы раз в 5 быстрее, и стоят они намного дешевле металлических. Благодаря применению этой передовой прогрессивной технологии бригада Бородулина В.В. внесла весомый вклад в создание автомобиля ВАЗ-1111, которую мы знаем как малолитражку «Ока».

Слесари-инструментальщики под его руководством изготовили пластобетонные штампы на 42 детали кузова «Оки», сократив срок подготовки производства к выпуску автомобиля на два года. Пластобетонные штампы прослужили пять лет. За это время было выпущено около 80 тысяч народных автомобилей «Ока». В 1988 году молодые специалисты НТЦ «КамАЗа» разработали новую кабину магистрального тягача повышенной комфортности. Бригада Бородулина изготовила штамповую оснастку на 47 определяющих деталей кабины всего за пять месяцев. Впервые в СССР штампованные детали на первый экземпляр кабины были получены методом листовой штамповки на пластобетонных штампах, а не путем выколотки на болванах. Это было еще одно достижение передовой комсомольско-молодежной бригады слесарей-инструментальщиков ПРЗ и её знаменитого бригадира. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие научно-производственного потенциала страны Вячеслава Васильевича Бородулина наградили орденом Трудового Красного Знамени, а его бригада стала лауреатом Премии Ленинского комсомола.

От кооператива «Штамп» до ООО «Биформ»

Накануне развала СССР, когда стали появляться новые формы хозяйствования, Вячеслав Бородулин быстро понял их эффективность и перспективу. На основе своей бригады, где работали асы своего дела, он создал кооператив «Штамп», одним из первых влившись в это движение. Но путь к экономической самостоятельности оказался извилистым, трудным и порой опасным. Не секрет, что в перестроечные времена Набережные Челны прославились своими организованными преступными группировками, которые стремились подмять под себя даже «КамАЗ», не говоря уже о других предприятиях. На Бородулина было совершено покушение, он получил семь ножевых ранений и чудом остался жив. В 1990-е годы и в начале 2000-х, неоднократно сталкивался с предательством партнеров по бизнесу и продажностью адвокатов. Из-за излишней доверчивости, из-за недостаточной юридической грамотности приходилось терять все. Но ему хватало сил и мужества в очередной раз начинать дело заново. И каждый раз оно было тесно связано с «КамАЗом». В частности кооператив «Штамп» за четыре месяца изготовил комплект пластобетонной штамповой оснастки на 24 детали для новой модели автомобиля «КАМАЗ» - автобус «Торос». В результате этого контракта автогигант отказался от изготовления металлических штампов в Италии. На этой штамповой оснастке до конца 2000 года было изготовлено 21 тысяча «Торосов».  «Чтобы организовать кооператив «Штамп» я взял кредит, приобрел хорошее оборудование. Это были тяжелые времена, когда царствовал бартер. Тем не менее, мы работали, держались на плаву. Но мне пришлось из кооператива уйти из-за предательства человека, которому я доверил руководство, а сам я занимался техническими вопросами», - вспоминает Вячеслав Васильевич. Сдаваться он не собирался. Организовал в Менделеевске ООО «Биформ».

Новое предприятие быстро завоевало доверие потребителей. Компания «Биформ» создала пластобетонные штампы на крупные штампованные детали для тягача «ЗИЛ», автомобилей «Бычок», «Фермер-1» и «Фермер-2» Ульяновского автозавода, а так же сложнейшую деталь в автомобилестроении «Поддон картера», по заказу турецкой фирмы «BMG». На счету предприятия «Биформ» разработка и изготовление пластобетонной штамповой оснастки на детали автомобилей «ВАЗ-2115», «ВАЗ-2120,» «Нива-2131». Также компания выпустила штамповую оснастку на ряд деталей грузовика «УралАЗ» и автобуса «Волжанин». А через семь лет, под давлением неблагоприятных обстоятельств, перебрался в Челны, где вновь наладил работу ООО «Биформ» и стал активно сотрудничать с «КамАЗом».

От «КамАЗа» не откажусь

Вновь наладить дело в родных Набережных Челнах оказалось не так-то просто. Это были времена тяжелого экономического кризиса, когда автогигант по полгода не платил своим работникам зарплату. Бородулин предложил «КамАЗу» оснащать кабины автомобилей обтекателями, которые улучшают аэродинамические качества грузовиков, и получил «добро». «Вот эти обтекатели, которые вы сейчас на «КАМАЗах» видите, созданы по моей инициативе. Чертежи на обтекатели я заказал за три ящика колбасы и три мешка гречки. Такое было время», - вспоминает Вячеслав Васильевич. Первым главным заказом на новом месте стала подготовка производства тормозного оборудования для автомобиля «КАМАЗ»: тормозной камеры, тормозной камеры с энергоаккумулятором, привода горного тормоза, привода основного двигателя. «Раньше длинноходовые тормозные камеры «тип 30» везли из-за границы. А мы изготовили их за полтора месяца и стали поставлять «КамАЗу» в 2 раза дешевле», - рассказывает Бородулин В.В. В то время платежи с «КамАЗа» задерживались до полугода. Расчет велся векселями, и поэтому он был вынужден согласиться на создание совместного предприятия. 

Так на основе ООО «Биформ» был создан «Камский завод тормозной аппаратуры и агрегатов» (КЗТАА), но через какое-то время Бородулина с этого завода вытеснили. Уход такого специалиста не пошел предприятию на пользу. «Я опять остался ни с чем. Вместе со старшим сыном заложили квартиры для покупки оборудования, чтобы вновь начать изготовление штамповой оснастки. Приобрели один станок, другой, третий. Теперь мы опять поставляем на «КамАЗ» тормозные камеры и обтекатели. А от продукции «КЗТАА» на автогиганте отказались», - говорит Вячеслав Васильевич.

Он до сих пор считает себя камазовцем, хотя уже 25 лет там не работает. И ни при каких обстоятельствах от «КамАЗа» отказываться не собирается. Хотя нынешний кризис вносит свои коррективы. Как выжить, если объемы поставляемой продукции на «КамАЗ» в этом году упали в три раза? Однако руководитель ООО «Биформ», где работает около 100 человек, считает, что у предприятия хорошие перспективы. «У нас прекрасное инструментальное производство, очень слаженная команда. Работаем мы оперативно и мобильно. Нам дают чертеж, а мы через короткое время выдаем готовую продукцию. Можем выполнить любой заказ любого предприятия. Ведется строительство цеха крупной штамповки», - рассказывает Вячеслав Васильевич. В линейке изделий ООО «Биформ» около 100 наименований, и предназначены они не только для ОАО «КАМАЗ».

Предприятие изготавливает топливные баки для автомобилей «Газель», планирует освоить выпуск легких алюминиевых топливных баков, которые в России не производятся. По программе импортозамещения в ООО «Биформ» начинают производить продукцию для оборонных предприятий страны. Сам Бородулин В.В. по-прежнему полон творческих идей. Недавно «Биформ» приобрел обрабатывающий центр, который позволяет изготавливать штампы совершенно по другой идеологии, с высокой точностью. Самое главное, его идеи находят поддержку в коллективе.

Рассказывает токарь-универсал с 50-летним стажем Петр Михайлович Антохин: «С Вячеславом Васильевичем работаем более 14 лет. Мы с ним спорим, обсуждая технические решения. Это великое дело, когда твоя инициатива находит отклик. Наш коллектив настроен на общее дело, на результат, у нас хорошая взаимопомощь и взаимовыручка. Мы друг другу подсказываем, делимся опытом. Чтобы решить производственные или технологические задачи, которые перед нами ставит Бородулин, включаем все свои мозги. Вячеслав Васильевич сам слесарь-инструментальщик высочайшей квалификации, талантливый во многих отраслях человек. С ним всегда интересно». Бородулин В. В. уверен, что любимое дело, его стихия - штамповка будет востребована еще долго, хотя сейчас и развиваются 3D технологии. «Штамповка-интересное инженерное дело, причем очень производительное. Всегда думаешь, как сэкономить металл, уменьшить количество операций. Штамповка - это основа автомобиля - двери, крыша, пол. Если ее убрать, останется лишь резина и двигатель», - говорит Вячеслав Васильевич.

Сыновья пошли по стопам отца

У Вячеслава Бородулина трое сыновей - Данил, Леонид и Роман. Все окончили Казанский авиационный институт. Не ордена и медали, а поддержку сыновей в преодолении критических моментов жизни, Вячеслав Васильевич считает главной наградой судьбы. Они стали ему опорой в успешном ведении бизнеса. Старший сын - Данил является исполнительным директором ООО «Биформ» и отвечает за строительство, поставки металла, размещение оснастки на других предприятиях. Средний сын - Леонид отвечает за логистику, организацию производства и планирование. Младший сын - Роман занимается коммерцией, заключением договоров, оформлением патентных документов и лицензий, расширением рынка сбыта. «Я сам себе задавал вопрос: правильно ли делаю, что держу сыновей около себя. Но два года назад перестал об этом думать, потому что вижу, работают не из-под палки, глубоко заинтересованы в результатах работы. Они меня уважают и ценят мой нестандартный подход к делу, понимают и поддерживают мои инициативы. Сейчас я потихоньку перекладываю на них все организационные заботы. Сам занимаюсь техническими вопросами, что мне больше всего нравится. Не только сыновья, но и их жены дружны между собой. Это заслуга и моей жены – Наили Ибрагимовны, преподавателя по классу фортепьяно. У меня три внука и одна внучка, Я счастливый человек!», - утверждает Бородулин В.В.

Теперь он не переживает, на кого оставит любимое дело. Глава семейного бизнеса видит в сыновьях партнеров на всю жизнь. Хочет, чтобы отцовское дело продолжалось и служило их детям и внукам, оставалось источником материального достатка и духовного богатства для других поколений Бородулиных и развивалось на благо всем людям.

Заветная мечта – автомобиль «Алга»

Вячеслав Бородулин, как патриот «КамАЗа» и своей страны, очень переживает за нынешнее состояние автогиганта и экономики города. И, как творческий человек, вынашивает разные идеи для выхода из кризиса. По его мнению, в Набережных Челнах можно было бы вновь организовать производство доступного и экономичного малолитражного автомобиля российской разработки. С новыми потребительскими качествами, в том числе повышенной проходимостью. Чтобы им могли пользоваться дачники, садоводы, охотники, рыбаки и сельские жители. Такой автомобиль мог бы стать вторым и третьим в семье. Ведь эта ниша сейчас свободна. Он и название для него придумал – «Алга». «Сейчас вокруг «КамАЗа» создана великолепная инфраструктура, которая может делать все. Есть высококвалифицированные специалисты по дизайну и проектированию кузова, подвески, которые готовы в кротчайшие сроки спроектировать автомобиль. Есть мощные фирмы, связанные с автомобилестроением, такие как : ПК«Технотрон», «РИАТ», «Икар Плюс», ППФ«Автодизайн», «КОРА», ПО«Начало», ПК «Ком», «Автотехник», «СПРУТ_ТЕХНОЛОГИЯ», которые могли бы внести свою лепту в создание этого автомобиля. Диски будет Заинск делать, шины – Нижнекамск. А при наличии чертежной документации мы в «Биформе» готовы за 4 - 5 месяцев изготовить штампы на кузовные детали. И создать кузов, тем более что опыт был наработан при производстве автомобиля «ОКА», - говорит Вячеслав Васильевич.

«Я совершенно убежден, что при поддержке руководства Республики Татарстан и руководителей города Набережные Челны, можно создать производство по выпуску не менее 200 000 в год малолитражных автомобилей повышенной проходимости и современного дизайна», - сказал Вячеслав Васильевич в завершение нашего разговора.

Илиса ГАНЕЕВА

источник:

Комментарии
Азат Наметулаев 7:53, 12 мая 2018
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!!! ЧЕЛОВЕК ЛЕГЕНДА!!!
Гость 16:54, 1 марта 2019
Я работал на Вячеслава Васильевича в свои 18 лет,и проработал года три,я помню его как очень отзывчивого,лояльного,доброго человека.Был асом своего дела.Вместе с Петром Михалычем и командой слесарей мог свернуть горы,какие бы сложные задачи перед ним не стояли,шел всегда уверенно и до конца.Выростил и поднял трёх замечательных сыновей,которые стали отличными специалистами.Нам всегда будут нужны такие специалисты,жаль что со временем их становится меньше,ведь таких специалистов как Вячеслав Васильевич 1 на миллион.Светлая память!!!
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 августа