28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Неисчерпаемый ресурс образования

2 октября 2015

Зачем нужны смарт-центры, роботы и бизнес-проекты в области педагогики?

В то время как по всей России много говорят об улучшении подготовки педагогических кадров, многие учебные заведения уже показывают отличные результаты в этой сфере. Яркий пример – Казанский педагогический колледж, которому в следующем году исполнится ровно 140 лет со дня основания. За внешним убранством, отличной оснащенностью – богатое содержание: речь идет не только о насыщенной работе в области подготовки кадров для начальных классов и детских садов. Это лишь одно из многочисленных направлений, которые успешно развивает колледж. За опытом сюда приезжают даже международные делегации.

- Подготовка педагогических кадров – это главная миссия нашего учебного заведения, — рассказала в интервью «ИТ» Анфиса Залялова, директор колледжа. — Эту миссию оно достойно выполняет на протяжении всей своей истории, и никогда не меняло своего профиля. Стоявшая у наших истоков Казанская татарская учительская школа, основанная академиками Сайфуллиным, Радловым, Марджани, была открыта для обучения детей магометан русскому языку – чтобы затем они несли его в татарские селения. Это было в 1876 году. Представьте себе, каким дальновидным был мусульманский просветитель Марджани!

В последующие годы и десятилетия у нашего учебного заведения менялось название, менялись жизнь вокруг, люди, социальная обстановка, общество. Естественно, откликаясь на перемены в жизни, и мы меняли свое содержание. То есть цель всегда была одна – подготовка педагогических кадров, но содержание соответствовало социальному заказу. Сегодня, например, есть такие понятия как «профстандарт учителя», «профстандарт воспитателя». Они будут внедряться с 2016 года в соответствии с новым законом об образовании.

Что касается Казанского педагогического колледжа, то, по словам Анфисы Заляловой, вопрос, который возникает сегодня у многих – чем отличается колледж, существовавший до создания ресурсного центра, от того учебного заведения, которое стало ресурсным центром в 2014 году. Только ли в названии отличие?

— Забегая вперед, скажу, что свой бренд мы сохранили и сделали это не случайно, — поясняет наш собеседник. – Колледж известен сейчас не только в России, но и за рубежом. У нас бывают иностранные делегации из ближнего и дальнего зарубежья – последняя делегация приезжала с Ямайки. То, что мы сейчас делаем, известно всем еще и потому, что мы активно участвуем в движении WorldSkills. Это чемпионат рабочих профессий, целое движение, которое существует в мире уже более 60 лет. В Татарстане оно работает уже три года. И хоть это и небольшой срок, мы уже сделали очень серьезный прорыв. Так, на втором национальном чемпионате инициировали нашу специальность «дошкольное образование» как презентационную, но при поддержке правительства нашей республики и российского правительства, в частности Ольги Голодец, наша специальность была принята. Уже на третьем чемпионате она была представлена как одна из основных компетенций. Мы стали экспертным центром по системе подготовки педагогических кадров в области дошкольного образования РФ.

Впрочем, это лишь одно из направлений ресурсного центра. Кстати, идея его создания возникла после того, как правительство республики поставило задачу – в условиях развития и реализации стратегии образования в целом и профессионального образования в частности организовать ресурсные центры на базе средних профессиональных организаций, которых на сегодняшний день в Татарстане 103. Первоначально их число было гораздо больше, но идет оптимизация, укрупнение – ведь понятно, что только сильное и крупное учебное заведение может справиться сегодня с социальным заказом и иметь именно базу подготовки, соответствующую современным требованиям.

Первоначально сама идея ресурсных центров предполагала их создание в реальном секторе экономики или в сфере услуг, но обязательно при участии работодателя. И такие центры в Татарстане действительно появились – в Казанском строительном колледже, в Камском автомеханическом колледже, на базе Казанского автотранспортного техникума имени А.П. Обыденнова, в Елабуге на базе политехнического колледжа, в связке с Форд Соллерс и т.д. Но министр образования Энгель Навапович Фаттахов пошел дальше — было принято решение о создании ресурсных центров в области образования на базе педагогических колледжей. Первым, в 2013 году, был открыт ресурсный центр по подготовке национальных кадров в Арске, вторым — на базе Казанского педагогического колледжа со специализацией в области подготовки педагогических кадров для начальной школы и дошкольных учреждений.

— Мы представили свою концепцию, программу развития, которую поддержал наш учредитель, — поясняет директор. — Во все, что мы имеем на сегодняшний день, огромный вклад внесло наше правительство и президент лично – потому что, естественно, финансовые вливания требовались многомиллионные: на капитальный ремонт, на приобретение материального оборудования, которое мы заложили в концепцию создания ресурсного центра. Спрашиваете, какие задачи мы перед собой поставили, что нового привнесли в работу? Разумеется, направление подготовки педкадров осталось неизменным, но пришло время перейти к новому этапу развития. И мы предложили сконцентрировать на базе центра все материально-техническое оборудование, которое имеется сегодня в области образования в начальной школе и детских дошкольных учреждениях. Причем оборудование, которое существует не только в России, но и за рубежом. Эту задачу мы выполнили процентов на 60. Наш коллектив изучал новейшие технологии, современные программы, федеральные стандарты.

Вторая задача – это учебно-методическое обеспечение учебного процесса в начальной школе и дошкольном образовательном учреждении. Наше обучение всегда было практикоориентированным, у нас очень высококвалифицированный коллектив. Это подтверждает даже статистика – около 10% наших сотрудников имеют ученые степени, около 60% — высшую квалификационную категорию, процентов 30 -молодежь, которая старается не отставать от своих более опытных коллег. Притом более половины специалистов – наши же выпускники, получившие ступенчатое образование. Считаю, что такая система подготовки весьма эффективна.

Конечно, мы пришли ко всему этому не сразу – очень долго обучали сотрудников, большинство обучено в инновационных условиях и имеют сертификаты очень серьезных курсов повышения квалификации — это и «21 век» в Канаде, и сингапурские технологии. Стараемся, чтобы наши педагоги овладевали всеми реально инновационными технологиями в области образования. Тесно дружим с Александром Михайловичем Кондаковым – это член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики, идеолог стандартов. Приезжали к нам и лидеры сингапурских технологий. Имеем более двадцати пяти тьюторов по данной системе, кооперативной технологии обучения. Это лишь несколько примеров, иллюстрирующих, что качественному прорыву предшествовала всесторонняя подготовка коллектива.

Третье направление, за которое мы взялись, связано с внедрением федеральных стандартов профессионального образования. Мы сейчас работаем со стандартами 3+, где обязательное условие – это модульное обучение и стажировочная компания каждые три года для работающих специалистов. Столкнувшись с проблемой, что стажироваться негде – у каких-то учреждений нет лицензий, где-то ряд других проблем — мы решили, что можем сами организовать стажировочные площадки. С тем, чтобы наши специалисты стажировались в родных стенах, выходя на свои базы, но при этом легитимно.

Четвертое направление родилось внезапно, полтора года назад – связано с информационно-коммуникационными технологиями. Волею судеб я прошла обучение в Москве в «Смарт-центре». Повышение квалификации прохожу ежегодно, а в том году мы поехали с несколькими директорами посмотреть, как работает смарт-оборудование — это важно знать, ведь таким оборудованием оснащено большинство школ и дошкольных учреждений. И мне самой было интересно, насколько реальны возможности этого оборудования. Увиденное в Москве меня поразило – я была просто потрясена тем, насколько мало мы используем потенциал смарт-оборудования и как велики его реальные возможности! Так родилась идея создания смарт-центра на нашей базе. Таких центров в России в системе профессионального образования всего три – в Москве, в Казани и в Стерлитамаке в Башкортостане (они создали свой центр после нас).

Что же это за смарт-центр? Во-первых, мы сами освоили смарт-оборудование и увидели, насколько несовершенно программное обеспечение смарт-столов для дошкольных учреждений. Мы взялись решать задачу комплексно — у нас в колледже, в числе прочих, есть специальность «прикладная информатика» — и в рамках выпускных квалификационных работ мы решили давать интегрированные задания по созданию программного продукта, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, программистам и «дошкольникам». Сейчас мы обучаем в смарт-центре своих студентов, а также начинаем заниматься повышением квалификации и переподготовкой работающих воспитателей, потому что это очень востребовано.

Есть у нас и еще одно, пятое, направление – мы автономное учебное заведение и работаем над бизнес-проектом «Школа раннего развития «Счастливый малыш». Бизнес-проект имеет много направлений деятельности – это и работа с родителями (например, мы обучаем мамочек, как правильно играть с малышами, какие приобретать игрушки), и занятия с детьми раннего возраста — с полутора до трех лет. Собираемся открыть место для краткосрочного пребывания детей раннего возраста, чтобы дать возможность мамам отлучиться по неотложным делам на час-другой – ведь в детский сад на пару часов малыша не возьмут. Да и не готовят сейчас воспитателей для детей раннего возраста – мы решили восполнить и этот пробел, и ввели новые элективные курсы-модули. В общем, направлений работы у школы раннего развития немало. И эстетическое, и образовательное, и логопедическое, и многие другие.

Возвращаясь к работе ресурсного центра, Анфиса Залялова рассказывает о еще одном направлении деятельности – модульное обучение. Многие виды практики, говорит она, специалисты колледжа проводят с детишками прямо в его стенах. Во второй половине дня сюда приходят дети базовой школы, ребятам это очень удобно. Хотя, конечно, и в школах, и в детских садах эти виды практики реализуются тоже. В России также есть ресурсные центры, которые существуют интегрированно. Например, в губернском профессиональном колледже Серпуховской области. Там это такая большая многопрофильная «империя» – есть детский сад, школа, среднее профобразование, высшая школа. Или в Стерлитамаке: многопрофильный центр, при котором есть детский сад.

Впрочем, Казань традиционно пошла своим путем. Возможно, дальше появятся еще какие-то направления, которые здесь, на базе Казанского педагогического колледжа и ресурсного центра получат развитие. Но уже сегодня, несмотря на небольшой срок существования такого центра (всего около двух лет) получены масштабные результаты. Кроме того, что он стал российским центром и реализует различные проекты, выигран грант по робототехнике в детских садах. Приобретены серьезные роботы, которые сейчас в виде «лего» вводятся в детских садах. Поскольку воспитатели пока не знают, как с ними работать, то сейчас центр развивает методическую службу. Колледж уже получил государственное задание на данное направление, планируется начать составление учебно-методических пособий.

Подготовила Оксана БИРЮКОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 августа