28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

О.Скепнер: «Hôtel de ville» должен стать высокохудожественным брендом»

10 ноября 2015

С 21 ноября в Казанской ратуше стартует серия джазовых и академических концертов музыкального фестиваля «Hôtel de ville». О том, чем порадует меломанов новый фестиваль и чем он будет отличаться от уже полюбившегося казанцам open air «Jazz в усадьбе Сандецкого», читателям портала KZN.RU рассказала идейный вдохновитель проекта, музыковед, доцент Казанской государственной консерватории и, пожалуй, самая известная казанская джазовая певица Ольга Скепнер.

«НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ЗРИТЕЛЯ В ВАКУУМЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА»

Добрый вечер! Отличные новости для меломанов: совсем скоро культурная жизнь Казани обогатится новым музыкальным фестивалем «Hôtel de ville». Как родилась идея создания такого проекта?

О.С.: На самом деле, эта идея давно витала в воздухе. Казани фестиваль просто необходим! Вот все кричат, что Казань – это третья столица джаза. Не знаю, почему все так решили! В плане джаза в городе практически ничего не осталось: все музыканты разъехались, петь и играть зачастую не с кем! Был у нас Лундстрем много лет назад (Олег Лундстрем – российский джазовый музыкант, композитор, создатель и руководитель оркестра. В 1947 году его оркестр в полном составе вместе с семьями переезжает в Казань – прим.авт.). Но Казани просто повезло, что он прибыл именно сюда – после Шанхая его не пустили в Москву и направили вместе со всем оркестром к нам. Лундстрем многое сделал со своим оркестром, находясь в Казани. Но это было достаточно давно, прошло много лет. Далее существовал фестиваль «Джазовый перекресток» Игоря Зисера, и на карте культурной жизни Казани появлялись отдельные джазовые музыканты и коллективы, но к 2000-2003 годам уехали из Казани почти все музыканты… Мы остались ни с чем. Джазовой инфраструктуры не стало. Пришлось многое брать в свои руки, так появился бренд «Jazz в усадьбе Сандецкого», он один до сих пор и остался... Но «Сандецкий» проходит только летом. А это неправильно – оставлять зрителя в абсолютном вакууме в течение года. Мы должны были дать нашему слушателю возможность не прощаться с нами до следующего лета, а услышать и увидеть нас вновь. Я это понимала, просто не сразу решилась взять на себя такую ответственность.

Теперь у нас будет два бренда – в течение летних месяцев мы будем встречаться со зрителем на концертах в формате open air на «Jazz в усадьбе Сандецкого», а в остальное время года – на музыкальном фестивале «Hôtel de ville» в Ратуше.

Выходит, что работа идет в режиме нон-стоп…

О.С.: Да, получается, мы только-только заканчиваем концертный сезон в усадьбе Сандецкого и сразу, без сна, без отдыха, без перерыва окунаемся в другой проект.

Но почему именно сейчас, в не самое простое время решили дать старт такому новому масштабному проекту?

О.С.: Кризисный год - не то время, чтобы молчать. Что человека всегда спасало в годы кризиса? Искусство, культура! Поэтому нам, музыкантам, артистам, молчать нельзя! Выбора другого нет. Когда совсем все плохо, людям особенно нужны мероприятия, где бы душа отдохнула от бесконечных материальных, бытовых и служебных проблем. Мы надеемся, что наш фестиваль станет именно таким, «душевным» и очень притягательным событием.

«РАТУША - ЭТО ЗДАНИЕ С ГЛУБОЧАЙШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИЕЙ»

Почему решили выбрать именно Ратушу?

О.С.: Ратуша выбрана неслучайно. Как все давно знают, я сторонник исторических мест. Ратуша - как раз именно такое здание с невероятной историей: в этом зале играл композитор и пианист Александр Скрябин, выступал Леонид Собинов, пел Федор Шаляпин – его концерт, кстати, собрал 1,5 тысячи человек. Это здание Дворянского собрания. Там совершенно особенная атмосфера, которую теперь смогут почувствовать гости нашего фестиваля. И зал, конечно, красивейший: как только мы с моим концертным директором Максимом Бусаревым зашли — сразу влюбились в этот зал! Открывать в таком зале полный концертный сезон – это огромная ответственность.

А как акустика в зале?

О.С.: Часто говорят, что в зале шикарная акустика. На самом деле, не совсем так! Там есть природный ревер, который не подходит для джазовой музыки. (Реверберация – этот эффект создается, когда какой-либо звук раздается в замкнутом пространстве, в результате чего отражения от поверхностей стен вызывают многократное эхо, затем звук медленно затухает по причине поглощения звуковых волн стенами и воздухом – прим.авт.). Его нужно убрать, заглушить любыми возможными способами. Поэтому туда мы ставим практически «миллионный» аппарат по звуку, который выровняет его и приглушит природный гул холла. Зритель должен в полной мере насладиться звуком.

Какой формат ждет казанцев на фестивале? Чем он может привлечь зрителя?

О.С.: Особенность этих встреч – в более свободном формате, перенесенном в концертный зал с площадки демократичного open air. Мне бы не хотелось, чтобы Ратуша стала стандартным концертным залом, куда бы люди пришли и сидели, слушая, как конферансье торжественно объявляет следующего артиста. Здесь музыкант должен быть гораздо ближе к своей публике.

Я думаю, что по формату зритель не будет «привязан» к стулу, будет возможность свободного передвижения, общения. Мы также планируем пригласить хороший кейтеринг (ресторан), чтобы зрители могли пользоваться ресторанным обслуживанием, на балконах мы планируем размещать столики.

Надеюсь, мы возродим традицию джазовых джэм-сейшнов под конец концерта, т.е. будем приглашать других музыкантов, которые смогут выступать, объединившись с привезенными артистами (это, скорее всего, не будет с первого раза, а лишь постепенно). Сама я планирую не просто вести мероприятие, лишь объявляя артистов, а буду в своей привычной роли музыковеда и искусствоведа рассказывать о музыке, культуре, искусстве. Ведь задачи у этого проекта прежде всего просветительские.

Я бы хотела возродить традицию уместного дресс-кода на нашем фестивале! Очень хочется видеть изысканно одетых леди и элегантных джентльменов в контексте нашего мероприятия. Сам зал, зал правительственных мероприятий, очень респектабельный, и он, конечно, приветствует такую форму одежды. Я думаю, публика очень скоро почувствует это.

«ФЕСТИВАЛЬ ВОЗРОДИТ ТРАДИЦИЮ ЕВРОПЕЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ САЛОНОВ»

С чем можно сравнить формат мероприятия?

О.С.: Я не думала о сравнениях, все создавала с нуля. Но в итоге, по-моему, прослеживается традиция прошлых веков – европейского музыкального салона, в котором выступали поэты, играли музыканты и композиторы, люди общались. В такие салоны приходила самая передовая часть интеллигенции и творческие люди, в частности, в подобных салонах выступали Шопен, Лист, Дебюсси… Но если салон - это нечто камерное, то здесь мероприятие масштабнее. Однако по формату очень похоже – в течение сезона зрители начнут знакомиться друг с другом, все чаще будут мелькать знакомые лица, а общение начнет выходить на новый уровень.

Расскажите о первом концерте фестиваля? Почему решили остановиться на кандидатуре Ив Корнелиус?

О.С.: Первая артистка, которая заявлена, очень востребована по всему миру. Ее не так просто было привезти. Но нам повезло, так совпало, что у нее будет турне в России. Ив Корнелиус сразу берет зал, с первой ноты, с первого звука, блестяще импровизирует, исполняет и хиты из музыки «Битлз», например, и все, что угодно. Настоящая нью-йоркская певица – большего и желать нельзя! С ней вместе выступят талантливейшие отечественные музыканты, которые не в первый раз работают с Корнелиус. Они уже выступали вместе летом в Москве на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж». И я бы очень хотела, чтобы и казанский зритель услышал этот проект!

Можно сказать, эта артистка идеально подходит именно для открытия. Очень открытая, лучезарная. Я видела ее выступления не раз вживую, она общается, разговаривает с публикой. Она очень хороша!

А что дальше по программе?

О.С.: Программа фестиваля пока на стадии разработки (во многом она зависит от финансирования проекта), но у меня целый фонтан идей! При формировании программы я должна учитывать отчасти и спрос публики. Но только на один лишь спрос я ориентироваться тоже не могу. Потому что в первую очередь, как я уже сказала, у нас просветительская миссия, и окончательное решение я буду принимать, ориентируясь на свой опыт, собственную слуховую базу и, в конце концов, на свой вкус.

Всего за сезон, который продлится с октября-ноября по май, в идеале нужно сделать 5-7 концертов – примерно по одному в месяц. В первый год, так как мы только стартуем, мы хотим сделать 5 концертов. Концерты должны до июня закончиться, потому что потом начинается работа по фестивалю в усадьбе Сандецкого.

Будет ли на фестивале представлен только джаз?

О.С.: Серию концертов в Ратуше мы назвали музыкальным фестивалем «Hôtel de ville» (в переводе с французского «ратуша» – прим.авт) совместно с руководителем Ратуши Диной Латфуллиной. Но я обозначила весь проект не «джаз-fest», а «music-fest», тем самым расширив границы и музыкальные горизонты нашего фестиваля. Я бы хотела, чтобы в этом историческом зале звучала не только джазовая и импровизационная музыка, это лишь одно из направлений, но и академическая, классическая музыка. Фестиваль должен стать культурным брендом высокого качества: и модным, и полезным с точки зрения культурно-просветительской миссии.

Моя задача - сделать фестиваль в изысканным концертном зале с музыкой высокохудожественного значения. Это должно быть круто! С качественным звуком, светом, роскошными музыкантами и взыскательной публикой, которая ценит высокохудожественные произведения. Мы точно не станем предлагать зрителю музыку рока или, так называемой, попсы. Это совсем не наш формат и, думаю, он не подходит для Ратуши! Вектор нашего проекта совсем другой: от «классики до джаза» или наоборот. В любом случае я обещаю зрителю проекты самого высокого профессионального качества!

Звучит «дорого». Насколько это будет доступно рядовому казанцу?

О.С.: Ценовая политика практически не отличается от политики летнего фестиваля. Я прекрасно понимаю сторонников другого подхода. Да, если мы увеличим цены на билеты, мы привлечем определенную категорию людей, скажем так, «с кошельком». Но, поверьте, это не наша прямая задача! При этом я могу потерять свою «родную» аудиторию, интеллигенцию. Люди, которые очень любят искусство и работают, как правило, в бюджетной сфере. Эта часть публики всегда была со мной, с этим зрителем я раскручивала свои проекты, и этого зрителя невозможно предать! Я и сама работник бюджетной сферы! Поэтому цены должны быть доступными. Я уверена, люди правильно сориентируются, и мы найдем своего зрителя!

«ДЖАЗ - ЭТО ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА!»

Сколько слушателей смогут насладиться концертом?

О.С.: В зале всего 334 места. Хотя на концерте Шаляпина было 1,5 тысячи человек, но там люди слушали, стоя в проходах. 300 – это немного, это даже мало, но ведь джаз никогда и не собирал стадионы. Да это и не нужно! Джаз - это элитарная культура!

Но ведь хочется верить, что любителей джаза в Казани больше, чем 300…

О.С.: Конечно! Интересующихся гораздо больше! Мы еще афиши не успели повесить, как люди уже начали интересоваться новым фестивалем – это о многом говорит.

Кстати, яркий пример. Этим летом бренд «Jazz в усадьбе Сандецкого» был представлен в парке ФИНА во время Чемпионата мира по водным видам спорта. Я очень переживала. Все дни Чемпионата около сцены, по словам организаторов, было примерно 100-200 человек, потому что площадка огромная, место проходное – поток людей постоянно сменяется, к тому же, люди вынуждены стоять. Я пригласила выступить моего коллегу, друга Женю Борца (Евгений Борец — пианист, композитор, выпускник Казанской государственной консерватории, лидер «Креольского танго» Андрея Макаревича – прим.авт.) с авторским проектом. И очень переживала, не знала, придет ли публика, смогут ли слушать довольно непростую сложную музыку стоя и так далее. Несмотря на все переживания, мы поставили рекорд по посещаемости! Когда я вышла на сцену и увидела огромное количество людей… Слезы счастья выступили на глазах… Значит мы все делаем правильно, подумала я тогда… Именно на нашем концерте на ФИНА было тогда аж 10 тысяч человек! Это рекорд для нас! Мне сказали организаторы ФИНА, что ни один проект, который выступал до или после нас на ФИНА, этот успех не повторил. Значит, джаз в Казани востребован, значит, такая музыка очень нужна зрителю!

Скажите, с какими сложностями столкнулись во время организации фестиваля? Кто вас поддерживает?

О.С.: Специфика менеджерской работы в концертном зале совершенно другая, чем на open air. Во-первых, сложно привлечь публику в концертный зал, это должна быть абсолютно какая-то особенная тематическая программа, на мой взгляд. Довольно большая конкуренция, так как залов много. К тому же, «дорожка» в Ратушу не протоптана, никто ничего не знает! Это все ново!

Над проектом трудится довольно немногочисленная команда. Нас можно пересчитать по пальцам одной руки! В первую очередь, это хозяйка ратуши Дина Латфуллина. Она главный мой соратник и союзник в этом проекте, именно она изначально предлагала мне сделать проект в Ратуше, я очень благодарна ей за сотрудничество! Нам также очень помогает вице-мэр Евгения Лодвигова, она одна из тех, кто входит в организационную группу. В оргкомитете еще два человека из моей многолетней команды с летнего фестиваля: мой личный концертный директор Максим Бусарев, который стал концертным администратором этого фестиваля, и наш замечательный пресс-менеджер Жанна Мельникова, с которой я также работаю несколько лет. Сама я решаю сейчас почти все вопросы по фестивалю (стратегические, реклама, PR, продажи, партнеры, спонсоры, инвесторы, оформление проекта и т.п.), но в основном формирую музыкальную политику фестиваля и в дальнейшем хотела бы заниматься именно этим. Как видите, очень маленькая команда, а задачи большие!

Самое замечательное, что наш проект поддерживает Мэрия. Для меня это суперпрестижно и, как всегда, ответственно, потому что я сделала очень много проектов совместно с Мэрией города и очень благодарна нашему Мэру Ильсуру Метшину за веру в нас и за всегда неизменный интерес и поддержку наших культурных проектов. Стоит напомнить и про фестиваль французского джаза «Le Jazz», и поддержку фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого»!

Сейчас Вы на пороге нового проекта, нового этапа… Повлияет ли он на летний фестиваль? Очень бы не хотелось его терять.

О.С.: Это как в семье: с рождением второго ребенка ты не перестаешь любить первенца! Конечно, никуда «Jazz в усадьбе Сандецкого» не денется, это особый формат, который нужен людям и нужен городу. Два летних месяца, когда люди могут посвятить себя искусству – музейному ли, музыкальному ли. Так что можете не переживать! Новый фестиваль не подменит летний, но он даст нам новую стартовую площадку для реализации самых, казалось бы, фантастических по музыкальной красоте идей.

Спасибо за разговор!

О.С.: Ждем вас на фестивале!

Аделя Галиева
www.kzn.ru

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

10 августа