«С начала года в Татарстане это первый случай выявления фальсификата, что само по себе нонсенс! Препарат отличался от оригинала по описанию и маркировке», — говорит начальник отдела контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора РТ Гульназ Сайфиуллина.
По ее словам, даже в соседних регионах за последнее время не было случаев обнаружения контрафактных лекарств. При этом все сопроводительные документы на препарат были в порядке — подделку подтвердила экспертиза.
Партия фальсифицированного антигистаминного препарата «Кларитин» была перехвачена у крупного московского поставщика в ходе внеплановой проверки.
Лабораторный анализ подтвердил — эксперты держали в руках не что иное, как подделку под широко используемое аллергиками лекарство. В противном случае препарат мог попасть на розничный рынок — в аптеки или медицинские учреждения, а его употребление привести к самым разным последствиям.
Согласно международным исследованиям, за последние 40 лет от потребления контрафактных лекарственных средств в мире погибли более 200 000 человек, когда по вине террористов — 65 000. В России доля выявляемого фальсификата не превышает 1% от общего оборота всех лекарств. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в европейских странах, в том числе США, доля контрафакта составляет 5-7%, в России — 12%.
С начала года Росздравнадзор республики отобрал на экспертизу 150 образцов различных лекарственных препаратов, девять из которых признаны недоброкачественными.
«Специалисты в области фармации сами не всегда могут отличить на глаз явные признаки подделки от оригинала — это сложный процесс, — продолжает Сайфуллина. — Фальсификат иногда может быть и качественным, о его вредности сейчас разговора нет. Возможно, он и соответствует требованиям нормативного документа».
Имя поставщика, у которого изъяли контрафактные препараты, Росздравнадзор не раскрывает. Однако об этом факте они сразу сообщили всем владельцам аптек и медучреждений.
Сотрудничать с таким посредником — выбор за представителями розничного рынка. Впрочем, Росздравнадзор уже внес нарушителя в так называемый черный список, и при последующих проверках будет уделять ему особое внимание.
«Они говорят, что это было ненамеренно, якобы не знали, что реализуют подделку, — продолжает собеседница. — При повторных нарушениях, исходя из умысла, грозит уже уголовная ответственность и будет ставиться вопрос о лишении лицензии».
Виновным придется заплатить беспрецедентный штраф – до 5 млн рублей – и стать первыми, к кому будет применена новая статья административного кодекса 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств». Дело рассмотрит Арбитражный суд.
Впрочем, по новой статье с начала года сотрудники Росздравнадзора составили уже три протокола. Однако до случая выявления контрафакта она применялась по части недоброкачественных, а не контрафактных средств.
Например, при изъятии индийского препарата для повышения потенции «Силденафил». Он не входит в список зарегистрированных лекарственных средств в России, имеет много побочных эффектов и может нанести значительный ущерб здоровью, утверждает Сайфуллина. Препарат изъяли у двух курьеров, которые занимались его распространением через интернет и развозили клиентам в отели. Минувшим летом Вахитовский райсуд Казани оштрафовал поставщиков на 70 000 рублей каждого.
В прокуратуре считают, что пока для продавцов контрафактных и недоброкачественных препаратов применяется слишком щадящее наказание. Надзорное ведомство решило также подключиться к процессу выявления нарушителей на рынке лекарственных средств, чтобы к ним применялась еще и уголовная ответственность, а также выработать единый подход к правоприменительной практике. Поскольку статья новая, то и по ней пока нет единого подхода применения в случаях выявления фальсификата. Разобраться, как наказывать виновных и определять тяжесть нарушения, сотрудникам Росздравнадзора поможет прокуратура, куда будет стекаться вся информация о подобных фактах.
Раньше к нарушителям максимум применялась статья Уголовного кодекса «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
«Привлекаются продавцы, а должны и поставщики, — говорит старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Выйдя на поставщиков, можно обнаружить и другие фальсифицированные лекарства. Как правило, дорогие. Мы будем проводить совместные проверки с Росздравнадзором и выявлять всех участников этой цепочки».
Юлия Яковлева
kazanfirst.ru