27 (982) в продаже с 23 июля 16+

«Груше» быть!

11 июля 2008

Каждый год в первые выходные июля у Мастрюковских озер, что близ Самары,  вырастает огромный палаточный городок, в который съезжаются люди со всех концов страны, и даже мира. Приезжают за тем, чтобы встретиться со старыми друзьями, послушать песни и самим попеть их у костров, подышать этим неповторимым воздухом. И получить заряд энергии, которой хватит до следующей Горы. Вот и «Известия Татарстана» решили побывать на Грушинском фестивале, памятуя, что лучше один раз увидеть.

Фестивальная поляна встретила разношерстным туристским братством, запахами гото-вящейся еды и звуками гитары. Многотысячное воинство жило по своим, только ему ведомым законам. Городок разделился по улицам, и даже районам. Старожилы фестиваля с закрытыми глазами покажут, где находится гостиный двор, лагерь тольяттинцев или челябинцев. Главная фестивальная улица из палаток спонсоров, со столами, навесами, охраной и т.д. Здесь же расположилась и фестивальная ярмарка с различными туристическими «приблудами», самодельными украшениями, поделками и сувенирами, пользующимися огромным спросом у неформальной молодежи. А уж в ней-то на Грушинском недостатка не было – раскрашенные панки, длинноволосые хиппи, рокеры… Сами барды чуть ли не терялись в этой огромной гудящей массе.

Поддерживая формат неофициального мероприятия, каждый лагерь старался выделиться – смешными надписями, плакатами, флагами. Заметили мы и стоянку наших земляков – бардов из Нижнекамска. Курсируя по фестивалю, можно было не только послушать песни, приобрести массу интересных вещиц, но и абсолютно бесплатно сделать татуировку, отведать туристической каши и познакомиться с позитивными людьми. Так, например, на одной из стоянок ребята-художники занимались боди-артом, рисуя на лицах и других частях тела желающих языческие символы, в другом месте плели расточки (косички из ниток в волосы). Тут же расположились лагеря политических партий (куда же без них), фирм, СМИ, турклубов и творческих объединений. В итоге фестиваль напоминал кипящую неформальную тусовку, разбивая миф о том, что барды, мол, народ меланхоличный и задумчивый. Хотя в этом лоскутном государстве самих бардов было процентов 20, не больше, а ведь они-то и есть сердце «Груши». В этом году для них сделали аж пять эстрад, различных по стилю и тематике. На первой эстраде играли бардовскую классику, туристические и патриотические песни. Работал проект «Часовые пояса», где состязались исполнители из разных городов. Вторая, «Эстрада фестивалей», порадовала слушателей ретропеснями мэтров бардовской песни. Третья, под названием «Гостиный двор», объединила поющих лауреатов и гостей фестиваля. Четвертую эстраду представили молодежные проекты «2 канал», «Азия +» (камерная песня). Поэтам подарили пятую эстраду. Кураторами этого проекта стали популярные в бардовской среде российские поэты. Но даже такого разнообразия не хватило, и на Грушинском родились еще и неофициальные площадки: «Летучий голландец», «Кольский бугорок», «Междуречье», «Пеньки». Детишкам тоже нашлось место – для них организовали специальную площадку - «Балалайка».

Кроме песенного направления активно действовало и туристко-спортивное. На футбольном поле фестивальной поляны состоялся уже традиционный матч «Сборная Самары – Сборная Мира», рядом играли в волейбол и баскетбол, занимались скалолазанием, армрестлингом и метанием ножей. Молодежь с удовольствием бегала легкоатлетический кросс, соревновалась в технике водного туризма, спортивных походов. В Туристском Центре проходили конкурсы фотографий, стенгазет и видеофильмов. В общем, было сделано все, чтобы многочисленным гостям, участникам и зрителям фестиваль запомнился как праздник песни и общения. Вместе с тем, Грушинский фестиваль стал площадкой обмена опытом и установления творческих и деловых контактов, для изучения новых тенденций и формирования стратегии развития бардовской песни. Уж коль приобрел статус всероссийского, изволь соответствовать. Впервые на юбилейном 35-м фестивале бардовской песни имени Валерия Грушина более 10 самых крупных фестивалей России выступили и показали свои программы. Новинкой фестиваля стал конкурс туристической песни и конкурс туристической кулинарии, для которого образовалась новая площадка «Туристическая стоянка Бурды». Вел конкурс с присущим ему одесским юмором Борис Бурда - известный автор, кулинар и игрок «Что? Где? Когда?».

Кстати, попасть на Грушинский фестиваль в качестве участника, учитывая статус мероприятия, не так-то легко. Еще с прошлой осени по весну шел отборочный тур, победители которого получили возможность выступить на «Груше». Все дни фестиваля они состязались в мастерстве, а лучших авторов-исполнителей пригласили к участию в заключительном концерте на Гитаре, что традиционно проходит на фестивальной Горе – героине многих бардовских песен. Конкурс проводился по четырем номинациям: авторы (стихи и музыка), авторы музыки, исполнители, дуэты и ансамбли. В этом году конкурсантов оценивало аж три жюри – Рабочее жюри, Совет старейшин или «Жюри 21-го века». Оценивался художественный уровень стихов, музыки, исполнительского мастерства. Естественно, никакой фонограммы и электронной музыки, только живое исполнение.

Под вечер третьего дня фестивальная поляна превратилась в огромный человеческий муравейник, пропитанный ожиданием заключительного концерта на Гитаре. Именно здесь традиционно подводятся итоги фестиваля, выбираются грушинские лауреаты и гости праздника. Именно здесь, на другом берегу Волги, на плавучей сцене в форме гитары поются самые светлые фестивальные песни, зажигаются новые имена и вспоминаются старые. Именно так, с минуты памяти, начался и нынешний концерт. Желающие могли попасть туда на специально пущенном для этих целей мини-паромчике. В ночи он светился огнями и перевез на себе несколько тысяч человек. К сожалению, не все желающие смогли попасть на концерт, и те, кто не смог быть на Гитаре, устраивали маленькие самодеятельные концерты у своих или чужих костров. Те же, кому улыбнулась Гора, до утра слушали любимых авторов: Александра Дольского, Андрея Козловского, Веронику Долину, Вадима и Валерия Мищуков, многих-многих других… Народ сидел кто на скамейках, кто на подстилках, а кто и просто на самарской земле. Когда ближе к рассвету, слушатели начали откровенно подмерзать, Михаил Кочетков разогрел всех своими веселыми песнями, потом его сменил колоритный Никита Джигурда (мы помним его по к/ф «Любить по-русски»). Эффектно отрезав себе ножом рукава подаренной организаторами майки, и тем самым создав новую моду, Никита спел что-то патриотическое, а главное, быстрое, что подняло боевой дух. Гора ожила и до рассвета гудела тысячами голосов, светилась сотнями фонарей, дышала и пела в такт любимым исполнителям. И вот кульминация – жюри, председателем которого в этом году стал бард Александр Исаев, назвало лауреатов 35-го Всероссийского фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина. Ими стали: самарский коллектив – Е. Багаева, О. Русановская, Л. Хасанова, дуэт из Нижнего Новгорода – Ольга Ильина и Олег Новосельцев, ансамбль «Гармония» (г. Заводоуковск) победил в конкурсе туристской песни, лауреатом стала и дочь знаменитого барда Валерия Ланцберга – Евгения Ланцберг. Среди маленьких бардов тоже определили своих победителей – лауреатами конкурса «Детская поющая республика» были названы Елена Трубачева (г. Алма-Ата), КСП г. Нижнекамска (браво землякам!), Анстасия Будникова  (г. Саратов). Специальный приз достался ансамблю «Перекресток» из г. Тольятти.

Судя по количеству и качеству песен бардовское движение живет и развивается. Организация нынешнего фестиваля была на высоте, есть чему поучиться нашему Айшинскому фестивалю бардовской песни. Например, санитарно-гигиенические нормы были соблюдены безупречно – на фесте работали биотуалеты, видели мы и аккуратные умывальники, и места, где можно было набрать питьевую воду. Лесники завезли относительно недорогие дрова, были в наличии и колышки для палаток, значит, есть шанс, что лес вокруг фестивальной поляны в ближайшее время не вырубят. Слаженно и спокойно работала милиция и медпункт, кроме того, на территории расположилась автостоянка, на пляже дежурили спасатели, любой желающий мог получить карту фестиваля, дабы лучше ориентироваться среди всех этих благ цивилизации. Слаженно работал пресс-центр. Но, пожалуй, изюминкой фестиваля, которую приготовили организаторы гостям, стал гигантский знак из живых цветов на Горе, изображающий гитару с символикой 35-го Грушинского фестиваля.

- Организация в этом году мне понравилась, поэтому я и согласился принять участие в фестивале, - высказал свое мнение в адрес организаторов бард Александр Дольский. - В песне должен быть не только смысл, но и поэзия... Именно поэзия отличает действительно хорошего барда от поп-исполнителя. В песнях Окуджавы, Визбора, Высоцкого поэзия есть. Появляется ли что-то новое? Мы, старое поколение бардов всегда пели бесплатно, нам просто в голову не могло прийти брать за это деньги. Сейчас же поэтов-бессеребреников очень мало. Имена-то есть, но не те. Хотя сегодня фестиваль повернулся лицом к людям, и потому появилась надежда.

Конечно, у всего есть и обратная сторона, на которую не перестают жаловаться скептики – это тотальная коммерциализация фестиваля, засилье рекламы, огромное торговое пространство, относительно высокие цены и, как следствие, присутствие людей, которые о бардовской песне имеют самое отдаленное представление. Но это - атрибуты любого масштабного действа. Согласитесь, было бы гораздо хуже, если б фестиваль, бывший на грани гибели, зачах совсем. Уже сейчас намечается опасная тенденция - если в прошлом году сюда приехало более ста тысяч человек, то нынче – чуть меньше пятидесяти.

Сегодня главная наша задача сохранить уникальный фестиваль любой ценой. И хорошо, что бизнес начал вкладывать ресурсы в музыку. Генеральным спонсором нынешнего Грушинского фестиваля вы-ступило «Ярпиво» - детище пивоваренной компании «Балтика». Вопреки опасениям, раздолье пива не помешало формату мероприятия: не было загаженных полян и пьяных толп – свидетельство того, что культура питья, которую пропагандирует компания, из области риторики перешла в жизнь.

Грушинский можно любить или не любить, без-условно одно - это уникальное явление. Его значение для существования авторской песни как жанра трудно переоценить. Мы все знаем Грушинский как альтернативу попсе, участники здесь традиционно живут в палатках, а не в вип-домиках, готовят на примусах, поют у костров и свободно перемещаются по фестивальной Поляне начиная от Горы и заканчивая Волжским пляжем. Грушинский есть – и, по сути, нас не должно волновать, сколько это стоит, и есть ли от этого прибыль. Главное – фестивалю быть. Так отбросим лишние слова, и пусть останется только девиз 35-го Грушинского – «Поэзия. Гитара. Голос».

 ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ, «ИТ»

 

АНЕКДОТ В ТЕМУ

 - Сколько бардов нужно, чтобы завернуть лампочку?

- Три. Один будет заворачивать, а два - петь под гитару о том, как хороша была старая. 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

23 июля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?