28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Дорога нашего детства

11 июля 2008

 …На железнодорожном перроне суета. Беспокойные пассажиры и провожающие прощаются друг с другом. Слегка дрогнут вагоны, и побежит состав в свой обычный путь… Многим знакома эта вокзальная ситуация. Практически все мы когда-то пребывали и в роли пассажира, и в роли провожающего. Но то, что происходит здесь, по-своему необычно: и вагоны немного меньше, чем те, что мы привыкли видеть, и путь, по которому бежит разноцветный поезд, невелик – всего четыре километра. Да работники железной дороги и сами небольшие – совсем еще дети. Они проводники, путейцы, диспетчеры, контролеры. И машинист - тоже мальчуган в настоящей железнодорожной форме. Все здесь предназначено для детей. И название дороги – Детская железная дорога - соответствует происходящему.   

Первая в мире детская железная дорога была построена в далеком 1935 году в Тбилиси. Затем были открыты пионерские магистрали в Красноярске, Кратово, Днепропетровске, Ростове, Гомеле, Ереване, Нижнем Новгороде. Во время войны многие дороги были разрушены, а сохранившиеся ДЖД приближали День Победы – на Тбилисской ДЖД была разбита делянка, где школьники выращивали овощи для отправки в госпитали, по рельсам Малой Горьковской пошли грузовые составы с оборудованием для автозавода, на Свободненской дороге – составы с лесом для строительства оборонительных рубежей. Юные железнодорожники Московско-Рязанской строили лесовозные пути, многие отправились на фронт.

После войны разрушенные детские магистрали восстановили, были построены и новые - во Львове, в Баку, Риге, Минске. К 80-м годам прошлого века количество детских железных дорог достигло полусотни. Было создано и свое маленькое министерство – Центральный дом детей железнодорожников МПС – единый методический центр.

События начала 90-х годов прошлого века не обошли стороной и ДЖД. После распада СССР многие магистрали находились на грани закрытия, некоторые и вовсе завершили свою работу.

30 августа прошлого года одно из живописных мест Татарстана огласилось веселым перестуком вагонных колес и звуками сигнальных рожков. Гудок тепловоза возвестил о рождении новой железнодорожной магистрали страны (кстати, сегодня в России имеется двадцать пять детских железных дорог) – Детской железной дороги в Казани.

На «Малой Казанской» – две станции: Яшьлек-Молодежная и Изумрудная. Полная развернутая длина путей ДЖД – 4 километра 288 метров. Станция Молодежная расположена в городском лесопарке «Лебяжье» - излюбленном месте отдыха горожан. Здесь имеется вокзал, рассчитанный на 25 пассажиров, пост электрической централизации, билетная касса, кафе, тепловозо-вагонное депо, где производится ремонт локомотивов и вагонов, их экипировка и подготовка к рейсу. На пути следования поезда две остановочные платформы – Березовая Роща, расположенная в лесном массиве, и Спортивная, находящаяся недалеко от стадион «Локомотив». Станция Изумрудная находится возле одноименного озера в поселке Юдино, и является конечным пунктом движения поезда.

В настоящее время на Казанской ДЖД занимаются более 200 воспитанников 5 - 8 классов из школ Казани, Зеленодольска, поселков Юдино, Залесный, Ново-Юдино, Осиново, Аракчино. Здесь ребята постигают десятки «мудреных» наук, которых не преподают в обычной школе: устройство пути, сигнализация и связь, основы тяги поездов, организация и управление движением, изыскания и проектирование. Кроме этого «южики», так ласково называют своих юных коллег инструктора-наставники, собирают экспонаты для музея истории железнодорожного транспорта, строят модели и макеты железных дорог. К тому же есть и свои первые победы – на Пятой дорожной выставке технического творчества ДЖД города Казани заняла третье место среди двадцати внешкольных учреждений всего региона Горьковской железной дороги.

По традиции летний сезон на детских железных дорогах открывается в международный День защиты детей – 1 июня. И вот уже больше месяца на Казанской ДЖД в разгаре пассажирская кампания. Сотни горожан и гости столицы спешат занять свои места в вагонах и отправиться по сосновому бору к озеру.           

…Тихо щелкают реле в аппаратном зале, юные связисты склонились над схемами. Разноцветным бисером рассыпались огни светофоров на станциях. Дежурный по станции готовит маршрут, проводники приветливо приглашают пассажиров в вагоны, а в локомотиве зорко оглядывается вдаль машинист. Минута готовности. И вот на перроне звучит голос юного диктора: «С первого пути отправляется поезд «Радуга» до станции Изумрудная». В добрый путь!

 Подготовила Гюзель ШАГИМАРДАНОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?