5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Айшинский Левша и его семейная артель

16 ноября 2018

Передо мной на столе – золотистая роза, склонившая головку раскрывшегося бутона. Ее лепестки выполнены мастерски, так, что невозможно оторвать глаз. На зубчатых листьях видны все прожилки. Издали кажется, что цветок совсем как настоящий.

И, тем не менее, эта роза не завянет ни послезавтра, ни через месяц, ни через год. А все потому, что этот чудо-цветок сделан из металла. Сделан он руками талантливого мастера художественной ковки из Зеленодольска Евгением Гусевым. Глядя на его безукоризненную работу, невольно приходят на ум уральские сказы Павла Бажова о хозяйке медной горы и Даниле-мастере, который познал силу камня и сотворил прекрасный каменный цветок. Только в отличие от былинного персонажа народного сказания наш мастер, которого народная молва нарекла айшинским Левшой, познал секреты не малахит-камня, а звонкого металла.

Это в полной мере начинаешь понимать, когда рассматриваешь многочисленные кузнечные изделия в его мастерской, что находиться в посёлке Айша. Все они выставлены в офисе, что называется лицом к заказчику. И чего здесь только нет! Украшенные затейливым узором дверные ручки и вешалки, декоративные виноградные гроздья и листья деревьев всевозможных форм и размеров, сделанные под старину фонари и подковы, украшенные вычурными завитушками столы, стулья, лавки изящные банкетки, и кровати – все это изготовлено здешними умельцами. Даже настоящий древний щит и шлем средневекового воина, которые висят на стене у хозяина необыкновенной мастерской, сделаны его руками.

Как же он стал млолотобойцем? История эта интересна и поучительна. Она о человеке, который доказал, что наперекор всему надо жить, не ломаясь под ударами судьбы. Жить и приносить своим трудом радость себе и людям.

Когда-то выпускник института водного транспорта более десяти лет проработавший конструктором на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького, и помыслить не мог, что станет настоящим молотобойцем. И лишь в трудные девяностые годы, когда зарплату на предприятии выдавали колбасой и водкой, Евгений решил: дальше так жить больше нельзя. И ушёл в свободное плаванье. Заняться ремеслом кузнеца ему посоветовал тогдашний настоятель Раифской обители священник отец Всеволод. Он же выделил Евгению место под кузницу на девяти гектарах монастырской земли.

- Тогда полным ходом шло восстановление обители, и на протяжении почти лет монастырь был основным моим заказчиком, - вспоминает Евгений Дмитриевич. – И чего я только не ковал! Ажурные решетки на церковные окна, ограды, ворота… Изготовляли мы тогда изделия не только для монастыря, но и для церквей Раифского подворья: для храмов в селах Ильинское и в Больших Ключах…

Изумительной красоты паникадило – главный церковный светильник в храме Иоанна Богослова в селе Большие Ключи Зеленодольского района – тоже дело умелых рук Евгения Гусева и его помощников.

- У меня тогда в кузнице уже пять человек работало. – говорит Евгений Дмитриевич. – Как-то к нам настоятель отец Всеволод заглянул, увидел наш размах – даже удивился: «Батюшки, да у вас тут целая артель!...» А отец Марк, который эти слова услышал, посоветовал нам взять этот звучный логотип: «Левша и его артель». Помните, лесковского Левшу, который блоху подковал?..  Вот оттуда и позаимствовали…

С тех пор слава о монастырских кузнецах разнеслась далеко за пределы Раифского подворья и дошла до Казани. 

- Вторым крупным заказчиком нашей артели стал казанский Зилантов монастырь. – продолжает свой рассказ «зеленодольский Левша». – Для него мы тоже немало всего сделали...

Апофеозом работ в Зилантовом монастыре стала знаменитая «Синяя дверь» (на снимке), после чего к мастеру стали поступать заказы от известных лиц из других городов, в том числе из Москвы – сегодня декоративные кованные изделия Евгения Гусева украшают один из особняков на Рублевском шоссе…

Казалось бы, вот он успех, вот оно - признание. Однако именно в этот момент судьба нанесла Гусеву внезапный удар. В 2013 году монастырские земли, на которых находилась кузница, были проданы и зеленодольский Левша в одночасье лишился всего – и работы, и мастерской, и артельщиков... Другой бы отчаялся и опустил руки, но мастер, имя которого к тому времени было уже на слуху, обратился за помощью к главе Зеленодольского района Александру Тыгину.

И тот помог оформить в аренду девятнадцать соток земли в поселке Айша. Вскоре рядом с автотрассой, ведущей из Зеленодольска в Казань, на бывшем пустыре, заросшем лопухами и крапивой, вырос нарядный офис крышу, ворота и фасад которого украсили причудливые фигуры птиц и животных, изготовленных из металла. Сегодня их видит каждый проезжающий из окон своих авто.

- Поначалу обживаться на новом месте было трудновато. – Но заказы поступали регулярно – без дела сидеть не приходилось.

Вскоре мастер возвел просторное помещение, в котором сегодня горит огонь кузнечного горна и слышен веселый перезвон молотков.

Сегодня под началом у Евгения Дмитриевича новая артель. Точнее даже не артель, а что-то вроде семейного подряда – помните такое полузабытое словосочетание времен начала горбачевской перестройки? Сейчас под началом главы семьи трудятся его сын Дмитрий, свою лепту в общее дело вносят супруга Евгения Марина и дочь Тамара.

- Сын у меня уже в свои пятнадцать лет и куёт и на сварке работать может совершенно самостоятельно. – говорит Евгений Дмитриевич. – Есть, кому передать свое дело в надежные руки…

И всё бы ничего: идут заказы, не смолкает перестук молотов о наковальню. Но есть проблема: до сих пор мастер не может узаконить арендуемый участок земли. На сегодня все юридические операции с земельными участками в этом районе заморожены в связи с предстоящим  строительством высокоскоростной магистрали Москва - Екатеринбург. И кто знает, может и земельный участок арендуемый Евгением Гусевым тоже попадет в зону строительства? Тогда придется сносить и заново построенный дом, и недавно возведенный цех по производству металлоконструкций. А Евгений Дмитриевич как никто другой знает, что это такое: все потерять и начинать сначала...

- Что тогда делать буду – просто не знаю! – сокрушенно говорит мастер. – Разве что в знак протеста остается приковать себя цепями к электрическому столбу – пусть тогда кузницу вместе со мной сносят!.. -невесело шутит он. - Или письмо лично Путину напишу – должна же быть, в конце концов, хоть какая-то справедливость?..

 Очень хочется верить, что до таких крайних мер дело всё-таки не дойдёт. И мастерская айшинского Левши будет еще долго радовать глаз проезжающих мимо нее автомобилистов.

источник:

Комментарии
Гость 19:13, 10 декабря 2018
Кузнецу 12 лет!!!. Кто еще такого знает? Поделитесь.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость