34 (1036) в продаже с 30 сентября 16+

Когда работа в радость

11 июня 2021

В каждой профессии есть сложности, тонкости и секреты мастерства. Конечно, со стороны мы этого не знаем, да и не должны знать. Важно одно – чтобы каждый из нас на своем рабочем месте был профессионалом, то есть стремился к познанию своего дела во всех мелочах. Иначе нельзя, ведь ошибки специалистов могут привести к неприятным последствиям для окружающих. Особенно это касается медицины, где многое зависит не только от знаний и опыта, но и профессиональной интуиции, неравнодушия, постоянного стремления развиваться. Это хорошо известно Анне АРУТЮНОВОЙ – стоматологу с почти 30-летним стажем. В клинику «Ари-Он» многие приходят специально к ней, зная ее золотые руки и умение спасать больной зуб даже в самых сложных случаях. А грамоты от Министерства здравоохранения РТ и Министерства здравоохранения РФ – лишнее доказательство бесспорного профессионализма.

- Анна Гайковна, каждый из нас старается обращаться за медицинской помощью к проверенному, надежному профессионалу, то есть к тому, у кого мы уже лечились, либо к тому, кого нам порекомендовали близкие. А ведь, казалось бы, можно просто пойти в ближайшую клинику, но нет - сомнения, страх, недоверие к незнакомому специалисту побеждают. Почему так происходит? Ведь все будущие врачи учатся в медицинских вузах, все произносят клятву Гиппократа, одинаково получают знания…

- Нет, не одинаково. Как и в любом другом вузе, далеко не все студенты ответственно относятся к обучению, да и склад характера у всех разный. Кто-то, не переставая, учится, кто-то совсем не учится, считая, что он и так самый умный. В результате навыки и знания у всех разные. Но,  я убеждена, если ты выбрал профессию, связанную со спасением жизни человека, его здоровьем, то должен втройне ответственно подходить к работе. Тем более, когда речь идет о запущенных случаях, то есть когда пациент и так напуган, не знает, что делать, а тут еще и врач «добивает». А ведь врач – это не столько профессия, сколько образ жизни, когда душой болеешь за своих пациентов. И не случайно в клиниках перед сложными операциями собирают консилиумы, потому что десять врачей - десять мнений. А чтобы спасти человека, надо выбрать правильное решение.

-  Сколько времени лично у Вас прошло от первого пациента до полной уверенности в том, что Вы сможете  вылечить даже самый сложный зуб?

- Мой наставник, Заслуженный врач Татарстана, прославленный стоматолог-ортопед Лев Борисович Шер, потрясающий профессионал, которого знает вся Казань, сказал однажды такую фразу: «Если наступит такой момент, когда ты считаешь, что все делаешь идеально, тогда увольняйся». Мудрый человек. Ведь только в постоянном развитии не пропадет желание делать все лучше и лучше. Понимаете, технологии лечения постоянно развиваются. И в стоматологии, как в любом другом направлении медицины, появляются новые, усовершенствованные способы и методики, позволяющие устранять проблему с минимальным дискомфортом для пациента. При этом зубных патологий так много, что, для того, чтобы в них разбираться, конечно, нужен опыт и постоянное повышение квалификации.

- Скажите, пожалуйста, в то время, когда Вы окончили медицинский институт, насколько сложно было найти работу?

- Достаточно сложно, по большому «блату», как принято говорить. Хотя я проходила практику в клинике в Казани на улице Чуйкова, и мне предлагали там вакантное место терапевта. Но я ведь была молодая, целеустремленная, хотелось чего-то большого, а именно – устроиться ортопедом в знаменитую тогда клинику (первую городскую), которую называли «еврейской». Мне тогда казалось, что я все умею, только практика показала, что после учебы до настоящего умения проходит немало времени.

А «еврейская» клиника считалась исключительной по работоспособности и эффективности. Сюда круглосуточно поступали страдающие от боли в зубах казанцы, и врачи успешно решали все патологии в зависимости от наличия инструментов и материалов. Авторитет специалистов был беспрекословным, к ним записывались задолго заранее. Огромные очереди выстраивались на бесплатное протезирование. Конечно, не было современных технологий, но врачи делали свою работу качественно и профессионально, исходя из возможностей, имеющихся на тот момент. Мне удалось устроиться в эту клинику, но в первое время было очень тяжело. Потому что два знаменитых врача, у которых я хотела «подучиться» секретам мастерства, не позволили мне присутствовать во время их приема. Поэтому большое спасибо Льву Борисовичу Шеру, который «взял меня под свое крыло», и постоянно меня поддерживал…

В дальнейшем я работала на заводе «Спартак» (там был стоматологический кабинет), позже - и в частных клиниках, и в бюджетных, и вот уже 11 лет  - в клинике «Ари-Он».

- Можете ли Вы сказать, что везде врачи и медсестры ответственно относятся к своим обязанностям, несмотря на разные возможности клиник?

- К сожалению, нет. Я всякого насмотрелась за свою практику, видела, как одноразовые инструменты используют много раз, как не обрабатывают должным образом то, что необходимо обрабатывать. Знаю, как в крупных сетевых клиниках врачи устают до крайней степени, потому что категорически нет времени даже на крохотный перерыв. Так что не все так просто. Вот, казалось бы, в Казани огромное количество стоматологических клиник. И они почти все востребованы. Только лечат везде по-разному. Где-то дорого и качественно, где-то дорого и плохо (как ни странно), где-то дешево и плохо, где-то дешево и хорошо. Цена не всегда - показатель качества.

- В любом случае, цена имеет большое значение при выборе клиники пациентами. И, по крайней мере, не везде врачи могут применять передовые технологии…

- Разумеется. Во многих бюджетных клиниках элементарно нет тех инструментов и оборудования, которые есть в платной стоматологии. Даже гладилки для формирования пломбы не везде качественные. Вот я работаю и радуюсь тому, что могу помочь пациентам даже в достаточно запущенных случаях. Но при этом хочу привести пример того, как в стоматологии нет предела совершенству. Как-то раз мы (врачи) попали на мастер-класс наших зарубежных коллег. Один специалист из Швейцарии, второй из Германии. Швейцарец занимается лечением каналов, то есть эндодонтией - ответственной, чуть ли не ювелирной деятельностью. Лечение каналов предполагает сохранение и восстановление зуба, пораженного инфекцией или другим патологическим процессом. А врач из Германии занимается восстановлением зуба после эндодонтического лечения. К одному люди едут из соседних стран специально, чтобы вылечить каналы, ко второму ездят также из соседних стран. Да, они блестяще знают свое дело. Но лечение одного канала стоит 1000 евро! В наших клиниках даже нет таких инструментов и оборудования, какими пользуются эти врачи. А целесообразна ли закупка такого оборудования российскими клиниками, если у  нас далеко не каждый пациент сможет отдать 1000 евро только за один зубной канал. Да и врачи не могут себе позволить учебу у таких специалистов, потому что это тоже дорогое удовольствие. Надо реально смотреть на вещи. Знаете, часто бывает так, что пациент спрашивает: «Сколько стоит лечение канала?», говоришь: «15 тысяч рублей», тогда он переспрашивает: «А сколько стоит удалить зуб?». И как только узнает, что две тысячи, то предпочитает удалить зуб. Что уж говорить про тысячу евро….

- Вот Вы упомянули про учебу для стоматологов. А как вообще часто бывают курсы повышения квалификации, мастер-классы?

- Это зависит от конкретной клиники, работодателя и самого врача. Платная стоматология может себе позволить различные курсы. В бюджетных клиниках редко когда возможна учеба по новым технологиям, ведь какой в этом смысл, если в клинике нет тех инструментов, благодаря которым можно применять эти технологии? Я приведу пример. Ко мне однажды обратилась пациентка, сказав, что ей порекомендовали удалить зуб. Ей очень не хотелось этого делать, поэтому она решила дополнительно проконсультироваться у другого специалиста. Я посмотрела и вижу, что ситуция сложная, но зуб можно вылечить. Однако  обвинять того врача, который хотел удалить зуб, тоже не могу, потому что понимаю – видимо,  при тех возможностях, которые есть у него, другого выхода не было.

- А что же делать пациентам, они ведь не знают всех этих тонкостей?

- Если врач говорит, что необходимо удалять зуб, не торопитесь. Потому что если зуб реально спасти, то нужно это сделать. Сходите в другие клиники. Удаление только в крайнем случае. То же самое касается конкретных специалистов: если вы понимаете, что врач некачественно решил вашу проблему, не надо упорно ходить к нему второй, третий, пятый раз. Поменяйте врача.

- Анна Гайковна, у Вас, конечно, непростая работа, которая, думаю, отнимает немало сил. Как Вы восстанавливаете эти силы, в чем Вы находите вдохновение?

- Не поверите, но стать стоматологом я хотела уже в пять лет. Меня  тогда напугал один врач, который крутил у меня шипцами перед носом, и, вообще, был очень груб с маленькими пациентами (видимо, потому, что дети так и норовили сбежать от него из кабинета). И вот тогда я решила стать стоматологом, чтобы дети меня не боялись, а, наборот, с удовольствием приходили ко мне на прием. Так что свою работу я очень люблю, она не отнимает у меня сил… Раньше даже бывало так, что благодарные бабушки от всей души дарили мне то яблочки со своего огорода, то горячие пирожки, то пуховые носочки. Это такие искренние эмоции и такое признание твоего труда, что никакими деньгами не измерить. Так что я с удовольствием хожу на работу, и с радостью возвращаюсь домой!

Что касается вдохновения, то, помимо работы, я его черпаю в своей любимой даче. Я люблю рыбачить, меня уже в детстве называли «Аня-рыбачка», причем важна не рыба, а сам процесс затягивает. А еще очень люблю природу, цветы, деревья. Вообще, дача в моем понимании  не для картошки, а для удовольствия.

- Спасибо Вам, Анна Гайковна, за интересную, содержательную беседу! Неизменной удачи Вам и благополучия во всем!

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На правах рекламы

источник:

Комментарии
Гость 16:57, 15 июня 2021
Анна Гайковна супер специалист. Если на первый взгляд зуб на удаление, она старается спасти его. Спасибо что Вы есть!
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

30 сентября
28 сентября